logo
2 Конспект лекций по АПП

4.4.3 Аср соотношения «топливо-воздух»

Автоматическое регулирование соотношения расходов топлива и воздуха, подаваемых в печь, должно обеспечивать требуемые условия сжигания топлива. В общем случае условия сжигания топлива должны обеспечить требуемую атмосферу в печи, экономичность сжигания, а также наилучшие условия теплообмена факела с металлом и кладкой.

Численно соотношение «топливо–воздух» характеризуется коэффициентом расхода воздуха , определяемого выражением

 = Fв / (Vов  Fт), (4.1)

где Fв действительный расход воздуха; Vов – теоретический расход воздуха, необходимый для полного сжигания единицы топлива; Fт – расход топлива.

При построении АСР соотношения «топливо–воздух» предпола­гается, что величины  и Vо известны. Тогда из формулы (4.1) имеем следующее соотношение между расходом воздуха и топлива

Fв / Fт = (  Vов). (4.2)

При регулировании соотношения «топливо–воздух» в подавля­ющем большинстве случаев ведущим потоком является газ, расход которого определяется регулятором температуры, ведомым потоком – воздух. В некоторых случаях применяется обратная схема, в которой ведущий поток – воздух, а ведомый – топливо. В названии АСР после слова «соотношение» указывается вначале ведущий, а затем ведомый потоки.

Печи по каналу соотношение «топливо–воздух» являются малоинерционными объектами. Количественные значения параметров передаточной функции определяются типом печи и режимом работы. Значения пара­метров передаточной функции приведены в табл. 4.4.

На рис. 4.4 приведена функциональная схема типовой автоматической системы регулирования соотношения «топливо–воздух».

Расход топлива (газа) и воздуха измеряются при помощи сужающих устройств 1а и 2а, перепады давлений с которых передаются на дифференциальные манометры–расходомеры 1б и 2б. С электрических выходов датчиков дифманометров сигналы, пропорциональные перепадам давлений, подаются на блоки извлечения квадратного корня 1в и 2в, на выходе которых получают электрические сигналы, пропорциональные расходам газа и воздуха. которые фиксируются вторичными показывающими и регистрирующими приборами 1г и 2г.

Таблица 4.4 – Параметры передаточной функции объекта регулирования

по каналу соотношение «топливо–воздух»

Параметр

Размерность

Величина

Коэффициент передачи, К

тыс. м3 /

% хода РО

0,02…0,25

Постоянная времени, Т

с

0,5…0,8

Время чистого запаздывания, 

с

0,2…0,3

Рис. 4.4. Функциональная схема типовой автоматической системы

регулирования соотношения «топливо–воздух»

Расход топлива (газа) и воздуха измеряются при помощи сужающих устройств 1а и 2а, перепады давлений с которых передаются на дифференциальные манометры–расходомеры 1б и 2б. С электрических выходов датчиков дифманометров сигналы, пропорциональные перепадам давлений, подаются на блоки извлечения квадратного корня 1в и 2в, на выходе которых получают электрические сигналы, пропорциональные расходам газа и воздуха. которые фиксируются вторичными показывающими и регистрирующими приборами 1г и 2г.

Сигнал, пропорциональный текущему расходу топлива, поступает на первый вход блока умножения 2е, на второй вход которого подается сигнал с выхода задатчика 2ж, пропорциональный заданному значению коэффициента расхода воздуха . Таким образом, на выходе блока умножения 2е, согласно выражению (4.2), обеспечивается получение сигнала, пропорционального заданному расходу воздуха

Fов =   Vов  Fт . (4.3)

Этот сигнал с выхода блока умножения 2е поступает на первый вход регулятора соотношения 2д, на второй вход которого подается сигнал с функционального блока 2в, пропорциональный текущему расходу воздуха, при его отклонении от заданного значения. Т.е. от заданного соотношения расходов газа и воздуха. Регулятор 2д через бесконтактный реверсивный пускатель 2и, исполнительный механизм 2к и регулирующий орган 2л осуществ­ляет изменение расхода воздуха до тех пор, пока не будет достиг­нуто заданное соотношение «топливо–воздух».

В случае выхода из строя регулятора этого соотношения с помощью блока ручного управления 2з осуществляется перевод системы с автоматического режима работы на ручной и дистанционное ручное управление исполнительным механизмом 2к. Для контроля положения его вала и, следовательно, положения регулирующего органа в систему включены дистанционный указатель положения 2м, работающий от специального датчика, расположенного в исполнительном механиз­ме. Он помогает контролировать работу и наладку АСР соотношения «топливо–воздух», а также позволяет ориентироваться при ручном дистанционном управ­лении исполнительным механизмом.