Экстремальные системы управления
Задача оптимизации обычно состоит в отыскании и поддержании таких управляющих воздействий, при которых обеспечивается экстремум некоторого критерия качества функционирования объекта управления. Эта задача может решаться автоматически с помощью экстремальных регуляторов, осуществляющих в процессе работы поиск оптимальных управляющих воздействий. Системы, реализующие автоматический поиск и сопровождение экстремума некоторого показателя качества работы объекта, называются экстремальными системами управления или системами автоматической оптимизации. Системы автоматической оптимизации, благодаря реализации в них алгоритмов поиска оптимальных управлений, обладают рядом преимуществ, главным из которых является их свойство нормально функционировать в условиях неполной априорной информации об объекте и о действующих на него возмущениях. Применение экстремальных систем управления целесообразно в тех случаях, когда критерий качества работы объекта имеет ярко выраженный экстремум и имеются возможности реализации поиска и поддержания оптимального (экстремального) его режима функционирования. Развитие теории и техники экстремальных систем управления достигло в настоящее время значительного уровня. Промышленностью выпускаются типовые экстремальные регуляторы (автоматические оптимизаторы) для ряда технологических процессов.
Экстремальные системы управления составляют один из наиболее теоритически и практически развитых классов адаптивных систем. Экстремальными называются такие объекты автоматического управления, в которых статическая характеристика имеет экстремум, положение и величина которого не известны и могут изменяться непрерывным образом.
Обычно экстремальный регулятор осуществляет поиск и поддержание таких значений координат объекта , при которых выходдостигает экстремального значения. Такой режим работы объекта и системы в целом является оптимальным в смысле минимума или максимума критерия качества. Примером одномерного экстремального объекта может служить самолет. Зависимость километрового расхода топливаyот скорости полетаxхарактеризуется наличием экстремума, величина и положение которого изменяются при изменении веса самолета за счет расхода топлива.
В зависимости от количества экстремумов объекты разделяются на одноэкстремальные и многоэкстремальные, причем в последнем случае задача управления заключается в отыскании глобального экстремума, т.е. наибольшего максимума или наименьшего минимума. В зависимости от числа управляющих воздействий, формируемых в экстремальном регуляторе, различают одномерные и многомерные системы экстремального управления. По характеру работы во времени экстремальные системы могут быть непрерывными и дискретными. В зависимости от характера поискового сигнала различают экстремальные системы с детерминированными и случайными поисковыми сигналами.
- Содержание
- Математическое моделирование систем управления
- Основные понятия
- Математическое описание динамики сар
- Аналитическое построение математической модели
- Задачи проектирования многомерных систем управления
- Преобразование Лапласа. Понятие передаточной функции
- Типовые воздействия
- Типовые звенья обыкновенных линейных систем
- Идеальное интегрирующее звено (интегратор)
- Идеальное дифференцирующее звено
- Неидеальное интегрирующее звено
- Дифференцирующее инерционное звено
- Идеальное форсирующее звено
- Апериодическое звено первого порядка
- Колебательное звено
- Топология систем управления. Способы соединения элементов
- Последовательное соединение
- Соединение с обратной связью
- Вычисление передаточных функций
- Свободное и вынужденное движение
- Характеристическое уравнение. Понятие корневого годографа
- Построение частотных характеристик
- Методы анализа качества систем управления
- Понятие устойчивости систем управления
- Критерии устойчивости Гурвица и Рауса (алгебраические)
- Критерии устойчивости Михайлова и Найквиста (частотные)
- Корневые показатели качества
- Анализ качества сау по переходной характеристике
- Анализ качества сау по частотным характеристикам
- Статические и астатические системы
- Основы оптимизации и методы синтеза систем управления
- Постановка задачи параметрической оптимизации
- Методика решения задачи параметрической оптимизации
- Синтез адаптивных систем управления
- 4.1.Постановка задачи синтеза самонастраивающихся систем
- Процедура синтеза закона управления
- Синтез адаптивного управления при помощи пи- регулятора
- Экстремальные системы управления
- Оптимальное управление
- Аналитическое конструирование регулятора
- Дискретные и цифровые системы управления
- Общие сведения
- Модели дискретных процессов
- Квантование непрерывных сигналов и теорема прерывания
- Использованиеz- преобразования
- Устойчивость и качество дискретных систем
- Цифровые системы управления
- Отдельные вопросы теории управления
- Управляемость и наблюдаемость
- Инвариантные системы управления
- Расчет и анализ чувствительности
- Робастные системы управления
- Литература