1.3. Система автоматического сопровождения цели бортовой рлс
Радиолокационная станция (РЛС) сопровождения предназначена для автоматического измерения составляющих угла отклонения линии визирования (линия РЛС — сопровождаемая цель) в системе координат OXС YСZС,, связанной с летательным аппаратом (рис. 1.9, а). Антенна РЛС устанавливается в карданном подвесе, наружная рамка которого вращается в горизонтальной, а внутренняя — в вертикальной плоскостях (рис. 1.9,6). С антенной связана система координат OXAYAZA , ОХА которой нормальна к плоскости внутренней рамки карданного подвеса и совпадает с продольной осью антенны. Для измерения углов отклонения линии визирования в горизонтальной у и вертикальной г плоскостях на рамках карданного подвеса устанавливаются аналоговые или цифровые датчики.
Современные РЛС строятся как моноимпульсные (одноимпульсные) системы, в которых измерение угловых координат сопровождаемой цели осуществляется по одному отраженному от цели импульсу. РЛС — это многоканальное устройство, два канала требуются для измерения составляющей угла отклонения линии визирования в горизонтальной плоскости и два —для измерения в вертикальной плоскости. Для этого в антенне РЛС формируются одновременно в каждой из плоскостей две остронаправленные перекрещивающиеся диаграммы направленности. На рис. 1.10, а изображены две такие диаграммы направленности для пеленгации цели в вертикальной плоскости; диаграммы разнесены относительно равносигнального направления (РСН) на постоянный угол с. Если линия визирования отклонена от РСН на угол е, который является сигналом рассогласования в системе автосопровождения, то сигналы, принятые по диаграммам направленности, будут различными: сигнал Е1, принятый по верхней диаграмме направленности, будет больше сигнала Е2, принятого по нижней диаграмме:
(1.17)
где Е0 — сигнал, принимаемый по РСН; kA — постоянный коэффициент.
Разность амплитуд принятых сигналов
Ер = Е 1 - Е2 = 2КАеЕ0 (1.18)
пропорциональна углу отклонения линии визирования от РСН. Для того чтобы исключить влияние на измерение напряжения, пропорционального углу отклонения е от абсолютных значений принимаемых сигналов Е1 и Е2, разностный сигнал (1.18) нормируется суммарным сигналом;
Ес = Е1 + Ег = 2Е0. (1.19)
В этом случае отношение амплитуды разностного сигнала (1.18) к амплитуде суммарного сигнала (1.19)
Ер/ Ес = kAe = S (1.20)
пропорционально углу отклонения линии визирования от РСН. Зависимость (1.20) называют пеленгационной характеристикой (рис. 1.10, б). Эта характеристика определяет коэффициент передачи приемника РЛС, допустимый диапазон угла рассогласования от РСН.
На рис. (1.11) показана функциональная схема моноимпульсного приемника, в котором реализация соотношения (1.20) обеспечивается устройством автоматической регулировки усиления (АРУ). Суммарный сигнал (1.19) является также опорным сигналом для фазового детектора
uфд=kфдkАe (1.21)
где kфд— коэффициент передачи фазового детектора.
На рис. 1.12, а показана структурная схема системы автосопровождения РЛС, из которой видно, что напряжение с приемника (П) через корректирующее устройство (КУ) подается на усилитель мощности (УМ), на который подступает и сигнал с местной обратной связи (МОС).
Усилитель мощности вводится для обеспечения нормальной работы электрического двигателя (ЭД), который через редуктор (Р) поворачивает антенну (Л) в направлении уменьшения сигнала рассогласования, не превышающего в режиме сопровождения цели допустимого значения. С помощью КУ, включенного после фазового детектора приемника, и местной обратной связи обеспечивается устойчивость и необходимые динамические свойства системы автосопровождения цели РЛС.
Система автосопровождения работает в условиях действия ряда возмущающих воздействий (помех), основными из которых являются следующие: флуктуация отраженного от цели радиолокационного сигнала, угловой шум, обусловленный перемещением по цели центра отражения сигнала (блуждание блестящей точки), шум первых каскадов приемника. Эти возмущающие воздействия снижают точность работы системы автосопровождения. На структурной схеме системы (рис. 1.12, а) эти воздействия учитываются введением возмущающего воздействия n(t).
Регулируемым параметром в системе автосопровождения цели является угол отклонения оси антенны РЛС Фа от продольной оси летательного аппарата ОХС, а управляющим воздействием (входным сигналом) — угол отклонения линии визирования ц. Объект управления — антенна РЛС, состояние которой (угол отклонения и его производные) должно изменяться так, чтобы продольная ось антенны с необходимой точностью была направлена на сопровождаемую цель, а производные от ее угла отклонения не превышали допустимых значений.
- Радиоавтоматика Учебное пособие
- Оглавление
- 1 Основные понятия
- 1.1. Система автоматической подстройки частоты
- 1.2.. Система фазовой автоподстройки частоты
- 1.3. Система автоматического сопровождения цели бортовой рлс
- 1.4. Система автоматической регулировки усиления
- 1.5. Система измерения дальности рлс
- 1.6. Обобщенная структурная схема системыРа
- 1.7. Классификация систем ра
- 2. Линейные непрерывные системы автоматическогоуправления
- 2.1. Уравнение состояния системы
- 2.2. Методы линеаризации
- 2.2.1. Линеаризация статической нелинейности
- 2.2.2. Линеаризация динамической нелинейности.
- 2.3. Математические методы описания характеристики линейных непрерывных систем
- 2.3.1. Дифференциальные уравненияn-го порядка
- 2.3.2. Передаточная функция
- 2.3.3. Частотные характеристики
- 2.3.3.1. Комплексный коэффициент передачи
- 2.3.3.2. Амплитудно-фазовая характеристика (афх)
- 2.3.3.3. Логарифмические частотные характеристики (лах)
- 2.3.4. Временные характеристики
- 2.3.4.1. Импульсная переходная характеристика
- 2.3.4.2. Переходная характеристика
- 2.3.5. Методы определения временных характеристик
- 2.3.5.1. Классический метод
- 2.3.5.2. Методы, основанные на использовании преобразования Лапласа
- 2.3.5.3. Моделирование сау
- 2.4 Типовые звенья
- Идеальное усилительное звено.
- 2.4.2 Идеальное интегрирующее звено.
- 2.4.3 Инерционное звено.
- 2.4.3.1. Комплексный коэффициент передачи звена и его характеристики
- 2.4.3.2. Логарифмические частотные характеристики (лах)
- 2.4.3.3. Временные характеристики инерционного звена
- 2.4.4. Форсирующее звено
- 2.4.4.1. Передаточная функция форсирующего звена
- 2.4.4.2. Комплексный коэффициент передачи звена и его характеристики
- 2.4.5. Сравнение свойств интегрирующего и инерционного звеньев
- 2.4.6. Колебательное звено
- 2.5. Структурные преобразования
- 2.5.1. Стандартные соединения
- 2.5.1.1. Параллельное соединение элементов
- 2.5.1.2. Последовательное соединение элементов
- 2.5.1.3. Встречно – параллельное соединение элементов
- 2.5.2. Система с единичной отрицательной обратной связью
- 2.5.3. Системы с двумя входными воздействиями
- 2.6 Устойчивость линейных непрерывных систем
- 2.6.1. Определение устойчивости
- 2.6.2. Анализ устойчивости по расположению корней характеристического уравнения
- 2.6.3. Критерий Михайлова
- 2.6.4. Критерий Найквиста
- 2.6.4.1.Общий случай критерия Найквиста
- 2.6.4.2. Частный случай. Устойчивые в разомкнутом состоянии системы
- 2.7. Показатели качества линейных непрерывных систем
- 2.7.1. Показатели, определяемые по виду переходной характеристики
- 2.7.2.1. Показатели качества, определяемые по виду амплитудно – частотной характеристики системы в замкнутом состоянии .
- 2.7.2.2. Показатели качества, определяемые по виду логарифмических частотных характеристик
- 2.7.2.3. Показатели качества, определяемые по виду амплитудно – фазовой характеристики системы в разомкнутом состоянии (афх)
- 2.8. Показатели точности в установившемся режиме работы системы
- 2.8.1. Ошибки по регулярному задающему воздействию х(t)
- 2.8.2. Ошибки, вызванные помехойf(t)
- 2.9. Техническое задание, запретные зоны
- 2.9.1. Техническое задание на проектирование системы
- 2.9.2. Построение запретных зон по колебательности
- 2.9.3. Построение запретных зон по точности
- 2.10. Коррекция системы
- 2.10.1. Последовательный корректирующий фильтр
- 2.10.2. Пример коррекции системы
- 2.10.2.1. Построение логарифмических частотных характеристик (лах).
- 2.10.2.2. Построение амплитудно – фазовой характеристики (афх).
- 2.10.2.3. Регулярные ошибки в установившемся режиме
- 2.10.2.4. Случайные ошибки в установившемся режиме
- 2.10.2. Применение последовательного корректирующего фильтра
- 2.10.3. Анализ полученных результатов
- 2.10.3.1. Применение фильтра с опережением по фазе
- 2.10.2.2. Применение фильтра с запаздыванием по фазе
- 3. Системы с прерывистым режимом работы
- 3.1. Импульсные системы радиоавтоматики
- Контрольные вопросы
- 3.2. Понятие о дискретных функциях и разностных уравнениях
- Контрольные вопросы
- 3.3. Дискретное преобразование Лапласа иZ- преобразование
- Изображение часто встречающихся функций времени
- 3.4. Передаточные функции импульсных автоматических систем
- 3.5. Оценка устойчивости импульсной автоматической системы
- Контрольные вопросы
- 3.6. Качество процессов в линейных импульсных системах
- Контрольные вопросы
- 3.7. Цифровые системы радиоавтоматики
- 3.8. Цифровая фильтрация
- Библиографический список
- 1 Основная литература
- 2 Дополнительная литература