logo search
Теория (часть 2) / PNO_PRO_V3

1.10. Приемники и магистрали воздушных давлений на самолете

Высотомеры, вариометры, указатели скорости и другие манометри­ческие пилотажно-навигационные приборы, принцип действия которых основан на косвенном методе изме­рения,

по существу, измеря­ют статическое давление или разность полного и стати­ческого давлений.

Для обеспечения работо­способности и необходимой точности этих приборов на самолете существуют систе­мы полного и статического воздушных давлений, в сос­тав которых входят прием­ники воздушных давлений и магистрали из трубопро­водов.

Приемники воздушных давлений (ПВД) применяются на самолетах для восприятия воздушных давлений. Они располагаются на самолете так, чтобы на них воздействовал невозмущенный поток. Принципиальная схема одного из при­емников представлена на рис. 1.22. Такой приемник представляет собой сово­купность двух концентрических трубок. Внутренняя трубка открыта с торца навстречу потоку и служит для восприятия полного давления рп воздушного потока. Внешняя трубка с торца закрыта, но имеет ряд отверстий на боковой поверхности. Эти отверстия располагаются в зоне неискаженного

статического давления и через них воспринимается статическое давление р воздуха. Рассмотрен­ий приемник воздушных давлений представляет совокупность двух приемников: приемника полного давления и приемника статического давления.

В настоящее время на самолетах получили применение раздельные приемники полного и статического давлений. Приемниками статического давления являются отверстия в фюзеляже самолета со специальными насадками или плиты этического давления, устанавливаемые на фюзеляже самолета.

Рис.1.23а Принципиальная схема приёмника полного давления

1-камера, 2-козырёк, 3-отверстие, 4-корпус, 5-обогревательный элемент, 6,7,8- трубки,9-камера, 10-разъём,11-штуцер, 12-трубопровод, 13-фланец, 14 прокладка.

Рис.1.23б Конструкция приёмника полного давления ППД-1М-2С

1-приёмное устройство, 2-наконечник, 3-обогревательный элемент, 4-стойка, 5-фланец, 6-штуцер.

Рис. 1.23в. Конструкция приемника ППД-4: 1 – наконечник; 2 – дренажное отверстие;

3 – обогревательный элемент; 4 – отверстие; 5 – щека; 6 – основание; 7 – розетка; 8 – вилка; 9 – провод; 10 – штуцер

Рис.1.23г. Внешний вид приемника полного давления ППД-9В

Рис.1.23д. Статический зонд.

1 – пустотелый цилиндр; 2 – державка цилиндра; 3 – статические отверстия

Рис.1.23е Приемное отверстие для измерения статического давления на поверхности обтекаемого тела (фюзеляжа)

Рис.1.23ж Плиточный приемник статического давления:

1 – плита с отверстиями; 2 – корпус; 3 – компенсатор

Рис.1.23з. Внешний вид плиточного приемника статического давления ПДС-В3 диапазон скоростей при восприятии Рст до 450 км/ч; масса 0,25 кг; обогрев напряжением постоянного тока 27 В при мощности до 60 Вт

Рис.1.23и.Принципиальная схема приемника типа ПВД: 1 – камера полного давления; 2 – отверстие камеры статического давления; 3 – камера статического давления; 4 – трубопровод статического давления; 5 – трубопровод полного давления

Рис.1.23к. Конструкция приемника ПВД-6М:

1 – наконечник; 2 – втулка; 3 – заслонка; 4 – обогревательный элемент; 5 – трубопровод полного давления; 6 – прокладка; 7 – прокладка; 8 – упор; 9 – корпус; 10 – трубка; 11 – штуцер С; 12 – штуцер Д; 13 – изоляционная втулка; 14 – провод

(л) (м)

Рис 1.23(л,м) размещение на самолёте приемников полного(л) и статического давления(м)

Приемники полного и статического давления показаны на рис. 1.23(а,б,в,г,д,е,ж,з,и,к).Их размещение на самолёте показано на рисунке 1.23(л,м).Строение приёмника полного давления рассмотрим на примере рисунка 1.23а. Встречный поток воздуха попадает в камеру 1 и тормозится козырьком 2, затем под дав­лением рп подается по трубке 6 в камеру 9, далее в трубку 12 со штуцером 11, который соединяется с магистралью полного давления. Козырек 2, кроме того, служит для предохранения от попадания влаги в трубку 6. Влага, попадающая приемную камеру / из атмосферы, стекает

через отверстие 3, находящееся в корпусе 4.

Приемник снабжен обогревательным элементом 5, состоящим из керамического каркаса, на котором намотана никелевая проволока. Обогревательный элемент помещен в металлическую трубку. Напряжение к нему подводится через разъем 10 от самолетной сети постоянного тока напряжением 27 В. Штыри разъема 10 соединены с обогревательным элементом проводами, проходящими в трубках 7 и 8. Приемник вставлен во фланец 13 и прикреплен к нему. Гер­метичность между приемником и фланцем обеспечивается паронитовой прокладкой 14. Приемник фланцем крепится винтами к обшивке самолета.

Рассмотрим одну из возможных типовых принципиальных схем (рис. 1.24) магистралей воздушных давлений на самолете.

Приемники полного давления 6 и 16 устанавливаются по одному на каж­дом борту самолета, статические насадки 10 и 15 — по четыре на каждом борту. Симметричное расположение приемников статического давления на самолете обеспечивает выравнивание давлений при полете со скольжением. Кроме основ­ных бортовых насадок статического давления, в отсеке носового обтекателя устанавливается насадка 3 резервной статической системы.

Шесть из статических насадок объединены попарно и образуют три линии статической магистрали. От первой линии статическое давление подводится к приборам 1 левого пилота. Полное давление к этим приборам подается от при­емника 16, расположенного на левом борту самолета.

К приборам правого пилота 2 и штурмана 17 полное давление подается от приемника 6, установленного на правом борту самолета, а статическое дав­ление — от второй линии. Во вторую линию, кроме того, включены регулятор 12 давления воздуха внутри самолета и датчик высоты 13 из комплекта ответчика. Третья линия статического давления подведена к анероидным коробкам командно-топливных агрегатов 11 правых двигателей и 14 левых двигателей.

Для регистрации скорости и высоты полета на самолете обычно устанавли­вают бароспидограф 8 в комплекте с самописцем 7. Полное давление к ним подводится от правого приемника полного давления 6, а статическое — от четвер­того приемника статического давления, расположенного на правом борту само­лета.

Под статическим давлением понимают давление, которое существовало бы в данной точке невозмущенной прибором среды, если бы прибор двигался со скоростью потока. Статическое давление в покоящейся среде называется барометрическим или атмосферным давлением и измеряется барометром. Оно измеряется как абсолютное давление, отсчитываемое от абсолютного нуля давления. Для измерения статического давления Рст необходим прибор такой конструкции, которая не искажала бы поток в исследуемой точке. При измерении давления Рст прибор движется относительно воздуха, а это согласно законам аэродинамики приводит к возмущению воздуха. При этом форма прибора – приемника Рст играет основную роль на точность измерения. Измеренное давление будет представлять собой сумму из давления в невозмущенном прибором потоке и дополнительного давления, вызванного обтеканием прибора, и зависит от его формы. Условия обтекания прибора могут быть таковы, что измеренное давление может быть больше или меньше истинного его значения

Наиболее часто для измерения Рст применяется статический зонд (статический крючок). Он представляет собой пустотелую цилиндрическую трубку диаметром d с обтекаемым закрытым носком (Рис.1.23д). На боковой поверхности трубки имеются отверстия небольшого диаметра. Для повышения точности измерения в приборе увеличивают расстояние l1 от приемных отверстий до носка и в другую сторону – l2 до держалки. Рекомендуются такие соотношения: l1 = 3d, l2 = 8δ [14, 34].

В авиации часто роль пустотелой цилиндрической трубки используется сам фюзеляж самолета (на дозвуке), в котором делают приемные отверстия (рис. 1.23е). Рекомендуется выдерживать соотношение h/d ≥ 3, диаметр отверстия желательно иметь небольшим, примерно 0,2 – 0,5 мм. Для удобства и надежности восприятия Рст вместо отверстий в фюзеляже применяется стандартная плита с отверстиями. Вместе с корпусом она образует прибор для восприятия статического давления (рис. 1.23е). Плита приемника устанавливается на самолете заподлицо с обшивкой. Кроме рассмотренных приемников Рп и Рст широкое применение в авиации нашли комбинированные приемники, которые называются ПВД. В этом приборе совмещены два прибора: приемники Рп и Рст (рис. 1.23и). Раздельные приемники применяются в основном на дозвуковой скорости полета. На сверхзвуковых скоростях полета обтекание фюзеляжа настолько сложное и непредсказуемое, что невозможно найти места для установки приемников давлений.

На сверхзвуковых самолетах ПВД выносится с помощью штанги в невозмущенное пространство впереди самолета. Таким же образом устанавливают ПВД и на вертолете.

Все приемники воздушных давлений должны быть рассчитаны на нормальную работу в условиях возможного обледенения. Камеры полного и статического давлений должны быть герметичными в соответствии с нормами НЛГС [4].

Основной причиной погрешностей восприятия статического давления является возмущение воздушной среды, вызванное самолетом, которое зависит от многих факторов: от угла атаки, от угла скольжения, от числа М. Компенсация аэродинамических погрешностей может производиться только у приемников, установленных на фюзеляже или на кромке крыла на скоростях полета не выше числа М = 0,95. На больших скоростях приемники выносятся вперед относительно носовой части самолета.

От четвертого приемника статического давления, расположенного на левом борту самолета, подается статическое давление в корректор высоты 9 из комплек­та автопилота.

При необходимости левый пилот может свою группу анеройдно-манометри-ческих приборов подключить к магистрали полного давления правого борта и к магистрали статического давления второй линии. Это осуществляется с помощью кранов 19 и 18.

В схеме предусмотрена возможность подключения приборов левого и правого пилотов к резервной магистрали статического давления, которая связана с резервным приемником 3 статического давления. Для подключения приборов левого правого пилотов к резервной магистрали необходимо краны 4 и 18 поставить в положение «Резервный».

Для предохранения приборов от попадания влаги в магистралях полного и статического давлений установлены влагоотстойники 5. Для предохранения

трубопроводов и приборов от попадания пыли и грязи на стоянке самолета прием­ки статического давления на это время закрываются заглушками, а приемники полного давления — чехлами. Заглушки и чехлы снабжены красными флажками, называющими, что приемники закрыты и перед вылетом их необходимо открыть.