9.5.2. Режим гирополукомпаса (гпк)
Основной режим работы ТКС-П, при котором определяется ортодромический курс — режим гирополукомпаса. В курсовой системе два абсолютно одинаковых гироагрегата, которые условна называются «Основной» и «Контрольный».
В режиме ГПК оба гироагрегата работают как гирополукомпасы, получая коррекцию на величину ω3sinφ от навигационного вычислителя или от пульта управления в зависимости от положения переключателя на пульте управления. Так же, как и в КС-6, внешняя ось карданова подвеса гироагрегатов стабилизируется в вертикальном положении по крену дополнительной рамой, управляемой от ЦГВ.
Рассмотрим работу системы в режиме ГПК по линиям указателя штурмана УШ-3 и контрольного указателя КУШ-1
Ортодромический курс, вырабатываемый основным гироагрегатом, индицируется стрелкой К на указателе УШ-3, при этом тумблер «Осн.-Контр.» на пульте управления должен стоять в положении «Основной».
Внешний вид указателя УШ-3 изображен на рис. 9.36. Как видно из рис. 9.36, на лицевой стороне прибора имеются три светящихся табло: «МК», «ГПК», «АК», их назначение — помочь экипажу определить, какой курс в данный момент показывает стрелка К. В режиме гирополукомпаса включено световое табло «ГПК».
Кроме стрелки К, на указателе УШ-3 имеется треугольный подвижный индекс. Он показывает значение заданного путевого угла (ЗПУ). ЗПУ может вводиться автоматически от навигационного вычислителя или вручную кремальерой указателя УШ-3.
Указатель УШ-3 предназначен также для указания текущего путевого угла (ПУ), который индицируется стрелкой ПУ. Текущий путевой угол формируется в УШ-3 как сумма ортодромического курса, выработанного гироагрегатом, и угла сноса, получаемого от ДИСС.
Рис. 9.36. Лицевая сторона указателя УШ-3:
1 – индекс ЗПУ; 2 - кремальера
Рис. 9.37. Пояснения к параметрам, индицируемым на указателе УШ-3:
ОК—ортодромический курс; УС—угол сноса; ЗПУ—заданный путевой угол; ТПУ—текущий путевой угол; ЗУО—заданный угол главной ортодромии; ∆к—угловое отклонение от заданной линии пути; W—путевая скорость; V—воздушная скорость
На указателе УШ-3 (рис. 9.37) можно определить ортодромический курс, заданный путевой угол, текущий путевой угол и угол сноса как разность ортодромического курса и текущего путевого угла.
Исчерпывающая информация о курсовом положении самолета в полете, выдаваемая системой ТКС-П, является одним из ее достоинств.
Ортодромический курс от основного гироагрегата передается на стрелку К указателя УШ-3 следящей системой ГА-УШ, которая состоит
Рис. 9.38. Функциональная схема связи УШ-3 с источниками информации в режиме ГПК:
ЦГВ – центральная гировертикаль; ГА-3 – гироагрегат; ДИСС – доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса; НВ – навигационный вычислитель; ВК-53РШ – выключатель коррекции
из сельсина, находящегося в гироагрегате, и связанного с ним электрически сельсина-приемника CП1, указателя УШ-3 (рис. 9.38 и 9.39). Сигнал, снимаемый с роторной обмотки СП1 поступает в усилитель У1 оттуда на двигатель M1, который отрабатывает ротор CII1 в согласованное положение с сельсином гироагрегата и поворачивает стрелку К на величину ортодромического курса.
Рис. 9.39. Принципиальная электромеханическая схема связи указателя УШ-3 с источниками информации в режиме ГПК
Кроме того, двигатель M1 механически связан со статором сельсина-приемника СП2 и разворачивает его также на величину ортодромического курса. Электрически статор СП2 связан с сельсином-датчиком, находящимся в ДИСС, откуда поступает электрический сигнал, пропорциональный углу сноса (УС). Следовательно, с ротора СП2 снимается сигнал, пропорциональный сумме ортодромического курса и угла сноса, т. е. величина текущего путевого угла. Следящая система ДИСС-УШ-3 с помощью двигателя М2 отрабатывает ротор СГЬ в согласованное положение, одновременно разворачивая стрелку ПУ на величину текущего путевого угла.
Естественно, что разность текущего путевого угла и ортодромического курса, т. е. разность значений, показанных стрелками К и ПУ, есть угол сноса.
ЗПУ индицируется на УШ-3 подвижным треугольным индексом, который перемещается по шкале указателя с помощью следящей системы НВ-УШ-3, состоящей из сельсина-датчика, расположено го в навигационном вычислителе, сельсина-приемника СП2, указателя УШ-3, усилителя У3 и двигателя Мз.
Кремальерой при неработающем навигационном вычислителе можно вручную ввести значение заданного путевого угла, так как она в этом случае может быть механически соединена с ротором сельсина СП3 и индексом ЗПУ.
Рассмотрим работу системы в режиме ГПК по линии контрольного указателя штурмана КУШ-1 (рис. 9.40 и 9.41).
Рис. 9.40. Функциональная схема связи КУШ-1 с источниками информации в режиме ГПК:
КУР—курсовой угол радиостанции; РП—радиопеленг; КМ—коррекционный механизм; ИД-3—индукционный датчик; МК—магнитный курс; АРК— автоматический радиокомпас; БП—блок пеленгов; ГМК—гиромагнитный курс; АК—астрокомпас; ИК—истинный курс
Указатель штурмана КУШ-1 в основном предназначен для контроля работы гироагрегатов, этим и определяется его схема. Ортодромический курс от контрольного гироагрегата передается на стрелку К указателя КУШ-1 следящей системой, которая аналогична системе УШ-3. Следящая система ГА-КУШ-1 для передачи ортодромического курса состоит из сельсина-датчика контрольного гироагрегата, ротор которого жестко связан с внешней осью карданова подвеса гироскопа, а статор все время в режиме ГПК вращается со скоростью, пропорциональной ω3sinφ + ∆иб, сельсина-приемника СП1 усилителя У1 и двигателя М1.
Двигатель M1 поворачивает ротор сельсина CП1 в согласованное положение и разворачивает стрелку К на угол ортодромического курса. Он механически связан со статором сельсина СП2, поэтому статор сельсина СП2 оказывается также развернутым на угол ортодромического курса. Электрически статор сельсина СП2 связан со статором сельсина, находящегося в коррекционном механизме, и вместе с усилителем У2 и двигателем М2, находящимся в КУШ-1, образует следящую систему для передачи магнитного курса в КУШ-1 на ротор сельсина СП2. Таким образом, статор сельсина СП2 будет развернут в каждый момент времени на угол ортодромического курса, а ротор — на угол магнитного курса, т. е. в этой электромеханической системе вырабатывается гиромагнитный курс с помощью контрольного гироагрегата и индукционного датчика.
Рис. 9.41. Принципиальная электромеханическая схема связи КУШ-1
с источниками информации в режиме ГПК:
ГА-3—гироагрегат; ИД-3—индукционный датчик; КМ—коррекционный механизм; ВК-53РШ—выключатель коррекции; БП—блок пеленгов; АК—астрокомпас; АРК— автоматический радиокомпас
Эту систему можно сравнить с системой выработки гиромагнитного курса в КС-6. Только в KC-G ротор сельсина непосредственно связан с внешней осью карданова подвеса, а здесь статор связан с гироагрегатом через следящую систему ГА-КУШ-1.
Значение гиромагнитного курса снимается для потребителей путем параллельного подключения их к следящей системе выработки гиромагнитного курса.
Следящая система выработки гиромагнитного курса имеет две скорости: малую, равную 2,5 град/мин, которая, как известно, необходима для осреднения магнитного курса и превращения его в гиромагнитный, и большую — 5 град/с, используемую для быстрого согласования системы.
Скорость работы следящей системы изменяется электромагнитной муфтой ЭМ при нажатии кнопки быстрого согласования КС изменением передаточного числа редуктора.
Кнопка быстрого согласования расположена в левом нижнем углу на лицевой стороне КУШ-1 (рис. 9.42). Во время разворотов выход усилителя У2 отключается от двигателя М2 контактами реле Р1 которое управляется выключателем коррекции ВК-53РШ.
Рис. 9.42. Лицевая сторона контрольного указателя штурмана КУШ-1:
1 – кнопка быстрого согласования; 2 – переключатель режимов работы (для стрелки «1»)
Если на коррекционном механизме кремальерой ввести величину магнитного склонения ∆M, то описанная выше следящая система будет вырабатывать истинный курс, если ввести условное магнитное склонение, — ортодромический курс.
Стрелка «1» контрольного указателя КУШ-1 предназначена для индикации гиромагнитного курса; курса, вырабатываемого в астрокомпасе, и магнитного пеленга радиостанции.
Стрелка «1» разворачивается специальной следящей системой, в которую входят: отрабатывающий двигатель М3, усилитель Уз и сельсин СП3. Задающими сельсинами этой следящей системы могут быть: сельсин СП2 выработки гиромагнитного курса, сельсин астрокомпаса и сельсин блока пеленгов. Подключение производится переключателями «АК», «МК», «РК», которые расположены на лицевой стороне указателя КУШ-1.
Если переключатель стоит в положении МК, то существует следящая система ИД-3-КМ-стрелка «1» КУШ-1. Стрелка «1» показывает гиромагнитный курс или истинный и ортодромический в зависимости от введенных на коррекционном механизме величин ∆M и ∆Мусл.
Если переключатель стоит в положении «АК», то стрелка «1» показывает истинный или ортодромический курс астрокомпаса в зависимости от режима его работы. Следует подчеркнуть, что это — истинный курс, не осредненный гироагрегатом.
Индикация магнитного пеленга радиостанции осуществляется стрелкой «1», когда переключатель стоит в положении РК. В этом случае сельсин СД4 блока пеленгов подключается к следящей системе поворота стрелки «1» в КУШ-1. Сельсин СД4 расположен в блоке пеленгов, и к его статорной обмотке подводится напряжение, пропорциональное курсовому углу радиостанции (КУР) от автоматического радиокомпаса АРК. Механически ротор СД4 разворачивается на угол гиромагнитного курса благодаря следящей системе блока пеленгов, в который входят сельсин СП5, подсоединенный параллельно к следящей системе выработки ГМК, двигатель М5 и усилитель У4. Следовательно, с роторной обмотки сельсина СД4 снимается сигнал магнитного пеленга радиостанции.
Если в это время следящая система гиромагнитного курса вырабатывает истинный курс, то стрелка «1» показывает истинный пеленг радиостанции, если ортодромический, — относительный пеленг.
Таким образом, стрелка К КУШ-1 показывает ортодромический курс контрольного гироагрегата. При этом должно светиться световое табло ГПК на лицевой стороне указателя КУШ-1.
Стрелка «1» индицирует гиромагнитный курс, истинный или ортодромический от астрокомпаса, магнитный пеленг радиостанции (истинный пеленг, условный пеленг) в зависимости от положения переключателя на КУШ-1.
Если переключатель «Коррекция» «Осн.-Контр.» на пульте управления ПУ-11 системой поставить в положение «Контрольный», то функции основного и контрольного гироагрегатов меняются. В этом положении указатель КУШ-1 и его потребители подключаются к основному агрегату, а указатель УШ-3 и его потребители — к контрольному гироагрегату.
Кроме того, переключателем «Потребители» «Осн.-Контр.» можно также подсоединить указатель УШ-3 и его потребителей к контрольному гироагрегату, а КУШ-1 и его потребителей — к основному.
Большое количество вариантов подключений указателей к гироагрегатам необходимо для того, чтобы, определив в полете гироагрегат, который в данной ситуации работает лучше, использовать его показания.
- Содержание
- Приборное оборудование
- 1.1 Методы
- 1.2. Механические барометрические высотомеры
- 1.3. Электромеханический барометрическийвысотомер
- 1.4. Электромеханические барометрические датчики высоты и корректоры высоты
- 1.5. Методы измерения скорости полета
- 1.6. Теория аэродинамического метода измерения скорости полёта.
- При диабетическом процессе имеет место следующее соотношение
- 1.7. Приборы для измерения скорости полетаи числа м
- Указатель истинной воздушной скорости (ивс)
- Тогда(1,14)
- 1.8. Методы измерения вертикальной скорости
- 1.9. Приборы для измерения вертикальной скорости
- 1.10. Приемники и магистрали воздушных давлений на самолете
- 1.12.Виды технического обслуживания высотомеров и указателей скорости, применяемая аппаратура
- 1.13.Методика технического обслуживания
- 1.14.Летная эксплуатация высотомеров
- 1.15.Летная эксплуатация указателей скорости
- 1.16.Летная эксплуатация вариометров
- 1.17.Возможные отказы систем статического и полного давлений
- Комплексные измерители высотно-скоростных параметров
- 2.1.Общие сведения о системах воздушных сигналов
- 2.2.Системы свс-пн с бесконтактным вычислителем
- 2.3.Системы свс с вычислительными устройствами, совмещенными с указателями
- 2.4.Погрешности и особенности технического обслуживания аналоговых свс
- 2.5.Системы свс с цифровым вычислителем
- 2.7.Информационные комплексы высотно-скоростных параметров
- 2.8Система воздушных сигналовСвс-пн-15-4
- 3.1Основы прикладной теории гироскопа
- 3.2. Требования, предъявляемые к конструкции гироскопических приборов
- Измерение углов крена и тангажа, измерение скольжения
- 4.1 Построение вертикали с помощью физического маятника на самолете
- 4.2 Авиагоризонты
- 4.3. Погрешности гировертикалей
- 4.4. Авиагоризонт аги-1с
- 4.5. Авиагоризонт агд-1
- 4.6. Авиагоризонт агб-3 (агб-Зк)
- 4.7 Авиагоризонт агк-47б
- 4.8. Авиагоризонт агр-144
- 4.9АвиагоризонтАгр-72а
- 1.10Авиагоризонт агб-96-15р
- 4.11Сравнительные характеристики авиагоризонтов.
- 4.12. Указатель скольжения
- 4.13 Эксплуатация авиагоризонтов
- Приборы для измерения угловых скоростей и ускорений самолета
- 5.1. Указатель поворота эуп-53
- 5.2. Датчик угловой скорости (дус)
- 5.3 Выключатель коррекции вк-53рб
- 5.4 Выключатель коррекции вк-90
- 5.5. Измерители углового ускорения и интегрирующие гироскопы
- Силовая гироскопическая стабилизация
- 6.1. Принцип силовой гироскопической стабилизации
- 6.2. Центральная гироскопическая вертикаль цгв-4
- 6.3 Малогабаритная гировертикаль (мгв).
- 6.4 Блок контроля крена бкк-18 и сигнализаторы нарушения питания снп-1.
- 6.5. Курсовертикаль
- 6.6. Методы повышения надежности приборов
- Магнитные компасы
- 7.1. Магнитные компасы
- 7.2. Погрешности магнитного компаса
- 7.3. Магнитный компас ки-13 и его летная эксплуатация
- Гирополукомпасы
- 8.1. Гирополукомпас типа гпк-48 и его летнаяэксплуатация
- 8.2. Гирополукомпасы типа гпк-52 и гпк-52ап
- 8.3. Ошибки гирополукомпаса гпк-52ап
- 8.4. Летная эксплуатация и основные техническиеданные гпк-52
- Курсовые системы
- 9.1. Общие принципы построения курсовых систем
- 9.2. Способы комплексирования измерителей курсав курсовых системах
- 9.3. Гироиндукционный компас типа гик-1.
- 9.3.1. Следящая система «индукционный датчик-коррекционный механизм».
- 9.3.2. Следящая система «коррекционный механизм-гироагрегат»
- 9.3.3. Следящая система «гироагрегат-указатель»
- 9.3.4. Комплектация, основные технические данныеи летная эксплуатация гироиндукионного компаса гик-1
- 9.4. Курсовая система кс-6 и ее летная эксплуатация.
- 9.4.1. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.4.2. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.4.3. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.4.4. Основные технические данные и летнаяэксплуатация курсовой системы кс-6
- 9.5. Курсовая система ткс-п и ее летная эксплуатация.
- 9.5.1. Повышение точности работы системы ткс-п в режиме гпк
- 9.5.2. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.5.3. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.5.4. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.5.5. Основные технические данные и летнаяэксплуатация ткс-п
- 9.5.6 Подготовка к работе
- 9.6 Точная курсовая системы ткс-п2и её компоненты
- 9.6.1 Назначение
- 9.6.2 Комплект и размещение
- 9.6.3 Принцип действия
- 9.7 Устройство агрегатов системы ткс-п2
- 9.7.1 Индукционный датчик ид-3
- 9.7.2 Коррекционный механизм км-5
- 9.7.3 Гироагрегат га-3
- 9.7.4 Блок гиромагнитного курса бгмк-2
- 9.7.5 Указатель штурмана уш-3
- 9.7.6 Блок дистанционной коррекции бдк-1
- 9.7.7 Пульт управления пу-11
- 9.8 Функциональная схема ткс-п2
- 9.9 Эксплуатация ткс-п2
- 9.10 Предварительная подготовка экипажа к полету с ткс-п2
- 9.11 Работа экипажа с ткс-п2 после запуска двигателей
- 9.11.1 Перед выруливанием:
- 9.11.2 Перед взлётом
- 9.12 Начальная выставка курсовой системы ткс-п2
- 9.12.1 Начальная выставка гироагрегатов в режиме астрокоррекции
- 9.12.2 Начальная выставка гироагрегата в режиме магнитной коррекции
- 9.13 Выход на курс следования при использрвании системы ткс-п2
- 9.14 Контроль за ортодромическим курсом, выдерживаемым системой ткс-п2 в режиме гпк
- 9.15 Выполнение коррекции гироагрегатов системы ткс-п2, работающих в режиме гпк
- 9.16 Использование курсовой системы ткс-п2 при заходе на посадку
- 9.17 Использование курсовой системы в комплексе навигационно-пилотажного оборудования самолета
- 9.18 Отказы системы ткс-п2
- 9.18.1 Отказ основного гироагрегата
- 9.18.2 Отказ контрольного гироагрегата
- 9.18.3 Отказ индукционного датчика ид-3
- 9.18.4 Отказ контрольного указателя куш-1
- 9.19 Действия при отказах компонентов системы ткс-п2
- 9.20. Курсовая система гмк-1г и ее летная эксплуатация
- 9.20.1. Режим пуска
- 9.20.2. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.20.3. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.20.4. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.20.5. Система контроляи летная эксплуатация гмк-1г
- 9.20.6 Основные технические данныеГмк-1г
- Инерциальные системы навигации
- 10.1.Принцип работы инерциальных систем
- 10.2. Типы инерциальных систем
- 10.3 Инерциальная курсовертикаль икв-72
- 10.4 Инициальная система и-11
- 10.5 Инерциальная системаltn-101 фирмы "Litton"
- 10.5.1 Описание и работа
- 10.5.2 Управление системойLtn-101
- 10.5.3 МоноблокGniru
- 10.5.4 Пульт выбора режимовMsu
- 10.6 Режимы работы системыLtn-101
- 10.6.1 Выставка
- 10.6.2 Повторная быстрая выставка
- 10.6.3 Режим Навигация (nav)
- 10.6.4 Режим "Курсовертикаль" ("атт")
- 10.6.5 Режим "выключено" ("off")
- 10.6Контроль работоспособности
- 10.7 Электропитание системы ltn-101
- 10.8 Отыскание к устранение неисправностей