logo
Теория (часть 2) / PNO_PRO_V3

9.5. Курсовая система ткс-п и ее летная эксплуатация.

Точная курсовая система типа ТКС-П обладает более высокой точностью измерения курса, чем системы КС-6, ГМК-1Г, ГИК-1 и др., используемые в гражданской авиации. Система ТКС-П устанавливается на самолете Ил-62, Ту-154 и др.

Рис. 9.31. Общая функциональная схема курсовой системы

ТКС-П:

ДИСС—доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса; АРК—автоматический радиокомпас; ЦГВ—центральная гироверти­каль; НВ—навигационный вычислитель; ВК—выключатель коррек­ции; АК—астрокомпас; УШ-3—указатель штурмана; КУШ-1—конт­рольный указатель штурмана; БП-5—блок пеленгов; ГА-3—гироагрегат; КМ-5—коррекционный механизм; ИД-3—индукционный датчик; ЗК 4—задатчик курса; ПУ-11—пульт управления

Курсовая система ТКС-П представляет собой совокупность магнитного, гироскопического, радиотехнического и астрономичес­кого измерителей курса самолета.

Для обеспечения работы ТКС-П необходимо иметь на борту самолета:

гировертикаль (ЦГВ-10, ТВГ, АГД-1), выдающую в курсовую систему отклонение самолета по крену,

доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса (ДИСС), снабжающий систему значением угла сноса (УС);

автоматический радиокомпас (АРК), определяющий курсовые углы радиостанций;

выключатель коррекции (ВК-53РШ), производящий определен­ные переключения в системе на развороте самолета;

дистанционный астрокомпас (ДАК-ДБ-5В) или звездно-солнеч­ный ориентатор (ЗСО), измеряющий истинный или ортодромический курс.

Если на самолете установлен навигационный вычислитель НВ,. то в курсовую систему от него поступают заданный путевой угол ЗПУ и сигнал, пропорциональный ω3sinφ, где φ — текущая гео­графическая широта пролетаемого места.

Из функциональной схемы ТКС-П (рис. 9.31) видно, что она сложнее схемы КС-6 как по количеству элементов, используемых: в системе, так и по функциональным связям.

Назначение курсовой системы ТКС-П:

— определение и индикация ортодромического, истинного и гиромагнитного курсов;

— выдача сигнала курса потребителям;

Курсовая система ТКС-П может работать в одном из следую­щих режимов: гирополукомпаса (ГПК), магнитной коррекции (МК), астрокоррекции (АК), курсозадатчика (ЗК).

Принцип работы ТКС-П такой же, как и КС-6, т. е. при измере­нии курса используется комплексирование компасов, основанных на различных физических принципах с целью максимального из­влечения их преимуществ и взаимной компенсации погрешности измерителей.

В ТКС-П применены некоторые схемные и конструктивные ре­шения, позволяющие существенно повысить точность работы сис­темы в целом, а особенно в режиме ГПК.