logo
Теория (часть 2) / PNO_PRO_V3

1.10Авиагоризонт агб-96-15р

Авиагоризонт АГБ-96-15Р (далее по тексту АГБ-96) входит в группу резервных приборов и предназначен для обеспечения экипажа информацией об углах крена, тангажа и бокового скольжения самолета при отказе основных индикаторов. КПИ из; системы СЭИ. Авиагоризонт также используется для ведения общего контроля за правильностью показаний индикаторов КПИ.

Авиагоризонт расположен в центральной части приборной доски пилотов, которая имеет угол наклона 15°.

Выключатели электропитания расположены на панели отключения бортовых систем "224", которая установлена на перегородке правого борта за .шторкой в кабине экипажа, шп. № 9.

Авиагоризонт выдает в систему МСРП сигнал "ИСПРАВН. АГ" в виде разовой команды, а также значения крена и тангажа в аналоговом виде для регистрации:

Краткое описание (рис. 4.27)

Узлы и системы авиагоризонта заключены в корпус, который крепится к приборной доске четырьмя винтами. В авиагоризонте применена индикация "ВИД САМОЛЕТА НА ЗЕМЛЮ", которая включает в себя подвижные элементы, картушку с нанесенной на ней шкалой тангажа, а также неподвижные элементы: силуэт самолетика, шкалу крена. Угол крена отсчитывается по положению индекса текущего крена относительно нулевого индекса крена. Угол тангажа отсчитывается по положению сферической шкалы тангажа относительно центра силуэта самолета. Для ускорения времени готовности авиагоризонта после его включения он имеет систему арретирования, которая приводится в действие ручкой, установленной в правом нижнем углу корпуса прибора.Боковое сколжзение самолёта индицируется указателе;.: скольжения, распологающемся внизу лицевой панели авиагоризонта.

Авиагоризонт АГБ-96-15Р для обеспечения надежности питания подключен к шинам аварийного питания постоянного тока 27в левого и правого борта через автоматы защиты «АГБ», размещённые на РУ213 и РУ223. Автоматы защиты всегда включены. Напряжение питания через развязывающие диоды питает статиеский преобразователь питания авиагоризонта, который преобразует постоянный тик 27в ав переменный 18в 400Гц для питания гиромотора(Рис 4.28). Питание синусоидно-косинусоидного трансформатора (СКТ), с которого осуществляется выдача сигналов крена и тангажа в МСРП, осуществляется от шины «А1» РУ211 напряжением 115в 400Гц, через преобразующий трансформатор ТР217. Включение и выключении питания осуществляется выключателями «АГБ ЛБ1» и «АГБ ПБ1», размещенными на панели отключения бортовых систем «224». Для освещения лицевой панели прибора используются две группы ламп. Каждая группа ламп получает питание по двум независимым взаимодублированным каналам.

Рис 4.27. размещение АВИАГОРИЗОНТА АГБ-96-15Р

Авиагоризонт имеет встроенную систему контроля исправности. Появление на лицевой панели бленкера «АГ» сигнализирует о неисправности прибора. Это может произойти из-за отказ прибора, недостаточном напряжении питания, низкой скорости гиромотора, зааретированности устройства. При выпущенном бленкере «АГ» прибором пользоваться запрещается.

При включении питания происходит раскрутка гиромотора в течении 1-1,5 минут, когда ротор наберет номинальные обороты, необходимо произвести разарретирование авиагоризонта. Для этого необходимо снять ручку арретира с фиксатора, потянуть ее на себя до упора, и повернуть против часовой стрелки. При этом флажок сигнализатора отказа "АГ" авиагоризонта должен убраться из видимой зоны лицевой части, а показания авиагоризонта по крену и тангажу доданы соответствовать стояночным углам самолета по истечении времени готовности авиагоризонта.

При основных эволюциях полета точная оценка углов тангажа производится по положению шкалы тангажа относительно неподвижного центра силуэта самолетика, точная оценка углов крена производится по полонению подвижного индекса крена относительно нулевой оплетки шкалы крена. При координированном развороте шарик указателя скольжения должен находиться в центре между ограничительными рисками. После заруливания на стоянку и выключения электропитания авиагоризонт устанавливается на фиксатор. Для этого необходимо вытянуть ручку арретира на себя и повернуть по часовой стрелке.

Рис 4.28 система электропитания АВИАГОРИЗОНТА АГБ-96-15Р