logo
Теория (часть 2) / PNO_PRO_V3

5.3 Выключатель коррекции вк-53рб

Выключатель коррекции измеряет угловую скорость разворота самолета и при достижении самолетом скорости разворота 0,1—0,3 град/с отключает системы коррекции в различных приборах (авиагоризонты, гировертикали, дистанционные гиро­магнитные компасы, гирополукомпасы и др.)

Выключатель коррекции (рис. 5.7) представляет собой гироскопи­ческий датчик угловой скорости (гиродатчик), снабженный порого­вым устройством, устройством задержки времени и исполнительным устройством. Гиродатчик при появлении угловой скорости разворо­та или виража выдает сигнал на пороговое устройство, которое пред­назначено для выдачи сигнала на отключение коррекции при достиже­нии угловой скорости вращения самолета, равной расчетной. Устрой­ство задержки времени обеспечивает задержку отключения коррекции при появлении кратковременных угловых скоростей, превышающих заданный порог. Роль исполнительного устройства выполняет, как правило, электромагнитное реле, через контакты которого коммути­руются электрические цепи систем коррекции. При поступлении на реле сигнала с устройства задержки времени оно срабатывает, контакты размыкаются, и происходит дистанционное отключение коррекции гироскопических приборов

Рис. 5.7. типовая схема выключателя коррекции

Основным элементом выключателя коррекции является гироскоп 1 с двумя степенями свободы (рис. 5.8), осью измерения которого является ось у. При развороте самолета вокруг оси y гироскоп прецессирует, и щетка 9 с помощью контактного устройства 8 подает напряжение на управляющую обмотку 7 двигателя, который поворачивает щетки потенциометра 5. Напряжение, снимаемое с потенциометра, поступает на вторую управляющую обмотку 6 того же двигателя. Управляющая обмотка 6 намотана встречно к обмотке 7, и поэтому магнитный поток, создаваемый обмоткой 6, противодействует магнитному потоку обмотки 7. Если скорость разворота самолета больше 0,1—0,3 град/с и су­ществует некоторое время, то двигатель повернет контактное уст­ройство 3 на такой угол, что напряжение поступит на реле 4, кото­рые своими контактами выключат коррекцию в соответствующих приборах. Если действие угловой скорости кратковременно или самолет имеет рыскание по курсу, то двигатель не успеет повернуть кон­тактное устройство 3 на угол переключения.

Таким образом, двигатель с двумя управляющими обмотками, намотанными встречно друг другу, и потенциометр в выключателе коррекции выполняют роль электромеханического реле времени, которое задерживает выключение коррекции при рыскании по кур­су и позволяет выключать ее при продолжительном развороте самолета.

После окончания разворота гироскоп под действием пружин 2 возвращается в исходное положение и обесточивает реле 4. Схема выключателя коррекции готова к работе.

Если скорость разворота самолета меньше 0,1—0,3 град/с, то гироскопический момент гироскопа 1 не может преодолеть момент противодействующих пружин и повернуть щетку 9 контактного устройства на угол, при котором подается питание на обмотку 7, и ВК-53РБ не сработает, т. е. не произведет коммутаций в обслу­живаемых приборах.

Выключатель коррекции ВК-53РБ самостоятельного значения не имеет, он обычно входит в комплект той системы, которую об­служивает.

Основные технические данные

Напряжение питания по переменному току, В 36

Частота тока, Гц ; 400

Время срабатывания (с) выключателя коррекции при угловой ско­рости больше 0,1 град/с 5,7-15

Время включения коррекции при отсутствии угловой скорости, с 2-3 Скорость, при которой происходит отключение коррекции, град/с 0,1—0,3