logo
Теория (часть 2) / PNO_PRO_V3

1.14.Летная эксплуатация высотомеров

Перед полетом следует осмотреть высотомеры, нет ли повреждений стекол, корпуса и стрелок. Проверить наличие таб­лиц показаний высотомеров с учетом суммарных поправок и их соответствие установленным высотомерам. Убедиться, что контргайка кремальеры опломбирована.

Кремальерой шкалу барометрического давления установить на отметку 760 мм рт. ст., при этом подвижные треугольные индексы должны установиться на нулевой отметке шкалы. Допустимое от­клонение от нулевой отметки ±10 м. Если подвижные индексы отклонились от нулевой отметки более чем на ±10 м, прибор не­обходимо заменить.

Перед взлетом при помощи кремальеры следует установить стрелки высотомера на нуль. При этом показания по барометри­ческой шкале должны соответствовать атмосферному давлению аэродрома вылета в данный момент. Допускается отклонение не более чем на ±1,5 мм рт. ст. для высотомера ВД-10 и ±2,0 мм рт. ст. — для высотомера ВД-20.

После взлета и достижения высоты перехода установить на барометрической шкале высотомеров давление 760 мм рт. ст. После набора высоты эшелона необходимо выдерживать ее со­гласно таблице эшелонов. При изменении высоты эшелона баро­метрическая шкала остается на отметке 760 мм рт. ст.

На самолетах гражданской авиации с несколькими раздельны­ми каналами измерения барометрической высоты производят осред­нение показаний высотомеров.

При получении указания о занятии эшелона командир корабля по своему высотомеру выводит самолет на заданную высоту Нэш и, выдерживая установленный режим полета по высоте и скорости, запрашивает у второго пилота и штурмана, на сколько показания их высотомеров отличаются от заданных по их таблицам.

Отклонение показаний высотомера второго пилота σН2п и штурмана σНш записываются в бортжурнал штурманом. Если на самолете в состав экипажа штурман не входит, то эту обязанность выполняет второй пилот. Отклонение должно быть записано со знаком плюс, если показание высотомера больше заданного зна­чения, и со знаком минус, — если оно меньше.

Осреднение показаний высотомеров производят в случаях, если σН2п и σНш по абсолютной величине больше 30 м.

Вторичную поправку для высотомера командира корабля вы­числяют по формуле

(1.24)

для самолётов, в состав экипажа которых входит штурман, и по формуле

(1.25)

для самолетов, в состав экипажа которых не входит штурман.

После вычисления вторичной поправки по формулам (1.24) или (1.25) необходимо определить новое значение показаний заданной высоты высотомером командира корабля по формуле

Это значение высоты записывают в бортжурнал. Командир ко­рабля выводит самолет на высоту σН2пр и убеждается в правильно­сти вычисления вторичной поправки. Если при переходе на высоту σН2пр отклонение показаний высотомера второго пилота и штурма­на от заданных в их поправочных таблицах значений уменьшилось, то вычисление вторичной поправки выполнено правильно.

Отклонения показаний высотомеров σН2п и σНш по абсолют­ной величине до 50 м на высотах менее 6000 м и до 100 м на вы­соте более 6000 м считаются допустимыми. Если эти условия не выполняются, то при прилете на аэродром приборы должны быть проверены.

При подходе к аэродрому посадки на высоте эшелона перехода установить шкалу барометрического давления на отметку, соот­ветствующую атмосферному давлению аэродрома посадки, кото­рое сообщается экипажу диспетчером.