9.4.1. Режим гирополукомпаса (гпк)
В этом режиме могут участвовать либо основной, либо запасной гироагрегаты. Следует отметить, что оба гироагрегата абсолютно одинаковые, и их деление на основной и запасной условно.
В этом режиме оба гироагрегата участвуют в работе, но выполняют разные функции.
Если переключатель режимов работы В2 (рис. 9. 18 и 9. 19) установить в положение ГПК, а тумблер B1 — в положение «Осн.», то основной гироагрегат будет работать в режиме гирополукомпаса, выдавая значение ортодромического курса на указатель УШ, а с него — другим потребителям и указателям.
Рассмотрим работу курсовой системы по линии основного гироагрегата. Функциональная схема системы по линии основного гироагрегата в режиме ГПК представлена на рис. 9.20, а соответствующая ей электромеханическая схема — на рис. 9.21.
Принцип работы гирополукомпаса рассмотрен в разд. 7.6, но схема курсовой системы в режиме ГПК несколько отличается от гирополукомпаса ГПК-52.
С целью компенсации кардановой ошибки от крена внешняя ось подвеса гироскопа устанавливается в дополнительную раму, ось вращения которой совпадает с продольной осью самолета. Специальная следящая система (рис. 9.21), состоящая из потенциометра ПД, расположенного в ЦГВ-4, двигателя M1, усилителей У1 и У2 потенциометра ПП, удерживает внешнюю ось карданова подвеса в вертикальном положении при кренах самолета и тем самым препятствует возникновению кардановой ошибки. Скорость отработки следящей системы ЦГВ-ГА должна быть такой, чтобы обеспечивалось качественное отслеживание утла крена самолета.
На случай выхода из строя ЦГВ-4 в схеме предусмотрен переключатель положений «Работа КС без ЦГВ» и «Работа КС с ЦГВ», с помощью которого в цепь вместо потенциометра ЦГВ подключается мостиковая схема, собранная на сопротивлениях R1 — R5.
Рис. 9.19. Внешний вид пульта управления ПУ-1:
В1 – переключатель гироагрегатов, В2 – переключатель режимов работы, В3 – переключатель астрокомпаса 1 – широтный потенциометр, 2 – крышки потенциометров (балансировочных)
Эта схема имитирует потенциометр ПД при крене самолета, равном нулю Переключатель расположен рядом с пультом управления. Следовательно, когда переключатель находится в положении «Работа КС без ЦГВ», то следящая система выполняет роль электрического арретира, жестко связывающего ось внешней рамы карданова подвеса с самолетом. В этом случае возникает кардановая ошибка от крена самолета.
Горизонтальная коррекция гироагрегата осуществляется так же, как и в ГПК-52. Корректирующее устройство состоит из электролитического маятника ЖМ и коррекционного двигателя М2, ротор которого связан с внешней осью карданова подвеса. Горизонтальная коррекция выключается ча разворотах самолета выключателем ВК-53РШ.
Азимутальная коррекция выполнена аналогично коррекции в ГПК-52, причем движки реостатов R7 и R10 с помощью рукоятки 1 (см. рис. 9.19) формируют сигнал, пропорциональный ω3sinφ. Сигналы на компенсацию постоянных уходов гироскопов гироагрегатов снимаются с реостатов R8 и R9, управление которыми осуществляется также с пульта управления 2 (см. рис. 9.19). Следует подчеркнуть, что устройство, формирующее сигнал, пропорциональный ω3sinφ, одно для обоих гироагрегатов. Компенсация постоянных уходов гироскопов производится собственными потенциометрами
Для трансляции ортодромического курса, который вырабатывается основным гироагрегатом в режиме работы ГПК, используется двухканальная сельсинная следящая система, работающая в трансформаторном режиме(В настоящее время точный канал в эксплуатируемых КС-6 не задействован). Следящую систему ГА-УШ образуют сельсин-датчик СД1 ротор которого жестко связан с внешней осью карданова подвеса, сельсин-приемник СП2, находящийся в. указателе УШ, усилитель У3 и двигатель М2, также расположенный в УШ.
Двухканальная сельсинная следящая система обеспечивает трансляцию угла поворота сельсина-датчика с точностью ±8'... ±9'. Такая относительно высокая точность работы следящей системы, объясняется тем, что она состоит из двух каналов: грубого и точного (рис. 9.22). В каждом канале имеется свой сельсин-датчик и свой сельсин-приемник. Таким образом, в следящей системе два сельсина-датчика СДГ, СДТ и два сельсина-приемника СПГ, СПТ.
Рис. 9. 20. Функциональная схема КС-6 в режиме ГПК по линии основного гироагрегата:
ОК—ортодромический курс; КУР—курсовой угол радиостанции; γ—крен самолета; φ—географическая широта
Статоры сельсинов соединены так, как показано на рис. 9.22. У точных сельсинов в два раза больше полюсов, чем у грубых. Напряжение, возникающее в роторных обмотках сельсинов-приемников при одном и том же малом угле рассогласования α1 сельсинов, больше в точном канале. Это приводит к большему изменению сигнала на выходе роторной обмотки точного сельсина в зависимости от угла рассогласования α1 сельсинов, а, следовательно, к повышению чувствительности следящей системы при работе у согласованного положения, т. е. к повышению точности работы системы. При больших углах рассогласования α2 амплитуда сигнала больше в грубом канале. Поэтому при больших углах рассогласования двигателем управляет грубый, а при малых — точный сельсин.
Рис. 9.21. Электромеханическая схема КС-6 в режиме ГПК по линии основного гироагрегата
Как видно из рис. 9. 21, двигатель М2 связан с подвижной шкалой указателя УШ (рис. 9.23). По неподвижному индексу и подвижной шкале отсчитывается ортодромический курс в режиме ГПК. Одновременно с подвижной шкалой двигатель разворачивает потенциометр П1 питаемый постоянным напряжением ±27 В; сигналы снимаемые с потенциометра, поступают на указатели типа УК-1, являющиеся повторителями курса УШ. Указатель УК-1 используется в качестве указателя курса пилота. По конструкции и принципу действия УК-1 аналогичен указателям типа УК-3 и УК-4, применяемым в ГИК-1. Указатели УК-1 могут подключаться к астрокомпасу и индицировать вырабатываемый им курс.
Двигатель М2 указателя УШ также разворачивает ротор сельсина-датчика СД2, который используется для трансляции курса потребителям на переменном токе.
Рис. 9.23. Внешний вид указателя УШ:
1 – индекс установки магнитного склонения; 2 – подвижная шкала; 3 – неподвижная шкала; 4 – шкала магнитного склонения
Указатель штурмана УШ имеет две стрелки «1» и «2», связанные с сельсинами-приемниками СП3 и СП4 радиокомпасов, работающими в
индикаторном режиме. Следовательно, по стрелкам «1» и «2» и неподвижной шкале 6 (см. рис. 9.23.) можно отсчитывать курсовые углы радиостанций, а по подвижной шкале — пеленги радиостанций относительно ортодромической системы координат.
В УШ имеется кремальера, с помощью которой возможен разворот статора сельсина-приемника СП2, и, следовательно, подвижной шкалы, а также ротора сельсина СД2 и потенциометра П1 (см. рис. 9. 21).
Если с помощью кремальеры и индекса установить поправку на схождение меридиана, то по подвижной шкале УШ можно отсчитывать истинный курс.
С основным гироагрегатом используется также указатель типа УГПК, который предназначен для показания курса во всех режимах работы системы. В указателе УГПК имеется подвижная шкала (рис. 9.24), разворачивающаяся с помощью следящей системы, которая состоит из сельсина-приемника и усилителя в самом УГПК и сельсина-датчика гироагрегата СД1. Указатель УГПК применяется в комплекте КС-6 при совместной работе курсовой системы с автопилотом АП-6Е.
Рис. 9.24. лицевая сторона указателя УГПК
На лицевой стороне УГПК имеется кремальера, поворотом которой можно установить заданное значение курса.
Установка заданного курса в КС-6 для режима ГПК осуществляется рукояткой задатчика курса на пульте управления системой (см. рис. 9. 19). При этом напряжение с пульта управления (см. рис. 9.21) поступает на двигатель М3 гироагрегата, который через редуктор разворачивает сельсин-датчик СД1. Устанавливаемый курс контролируется по указателю УШ.
Рассмотрим работу курсовой системы КС-6 в режиме ГПК по линии запасного гироагрегата.
Функциональная схема КС-6 в режиме ГПК по линии запасного гироагрегата изображена на рис. 9. 25. Как видно из функциональной схемы, работа курсовой системы в режиме ГПК по линии запасного гироагрегата аналогична работе гироиндукционного компаса ГИК-1.
Рис. 9. 25. Функциональная схема КС-6 в режиме ГПК по линии запасного гироагрегата:
КК—компасный курс; ∆M—магнитное склонение; ∆Мусл—условное магнитное склонение; ГМК—гиромагнитный курс; ОКа—ортодромический или истинный курс астрокомпаса; φ—географическая широта; γ—крен
По линии запасного гироагрегата курсовая система вырабатывает гиромагнитный курс, который индицируется стрелкой Г указателя УГА-1У; стрелка А этого же указателя указывает курс, получаемый от дистанционного астрокомпаса (ДАК) через блок связи астрокомпаса с курсовой системой Д-62.
С пульта управления на запасной гироагрегат поступает сигнал ω3sinφ, хотя необходимости в компенсации ухода гироскопа от суточного вращения Земли нет, гак как гироскоп необходим только для осреднения магнитного курса и запоминания его значения на короткое время во время отключения индукционного датчика на разворотах самолета.
Поскольку принцип работы индукционного компаса нами подробно рассмотрен в разд. 9. 3, а работа курсовой системы в рассматриваемом режиме по линии запасного гироагрегата практически ничем не отличается от работы ГИК, остановимся только на особенностях электромеханической схемы КС-6 (рис. 9.26).
По этой схеме, так же как в ГИК-1, легко проследить наличие следящих систем: индукционный датчик-коррекционный механизм ИД-КМ; коррекционный механизм-гироагрегат КМ-ГА; гироагрегат-указатель ГА-УГА-1У (стрелка Г). Кроме того, имеются следящие системы: астрономический компас-переходной блок Д-62-указатель (АК-Д-62-УГА-1У стрелка А).
Первая следящая система ИД-КМ служит для преобразования электрического сигнала индукционного датчика в угол поворота вала двигателя и для связи индукционного датчика с курсовым гироскопом. Следящая система состоит из следующих элементов: индукционного датчика, сельсина СП1 усилителя У3 и двигателя М4. Сельсин-приемник СП1 и двигатель М4 расположены в коррекционном механизме.
Рис. 9. 26. Электромеханическая схема КС-6 в режиме ГПК по линии запасного гироагрегата
В курсовой системе КС-6 применяется индукционный датчик типа ИД-2М, который отличается от датчика типа ИД, используемого в ГИК-1, только конструктивным выполнением.
Коррекционный механизм типа КМ-4 служит для связи индукционного датчика с гироагрегатом, для уничтожения магнитной четвертной девиации и для введения в систему магнитного склонения и условного магнитного склонения.
Рис. 9.27. Лицевая сторона коррекционного механизма
Рис. 9.28. Лицевая сторона указателя УГА-1У
Двигатель М4 следящей системы ИД-КМ разворачивает, кроме ротора сельсина-приемника СП1 ротор сельсина-приемника СП2 через лекальный корректор; поэтому ротор сельсина-приемника СП2 разворачивается двигателем на магнитный курс со скомпенсированной четвертной магнитной и полукруговой девиацией: полукругровая девиация компенсируется девиационным прибором индукционного датчика, а четвертная — лекальным корректором. Имеющаяся в коррекционном механизме стрелка (рис. 9. 27) разворачивается двигателем М4 без участия лекального корректора,, поэтому стрелка коррекционного механизма показывает компасный курс с уже скомпенсированной полукруговой девиацией.
В случае необходимости коррекционный механизм позволяет ввести в курсовую систему величины ∆M и ∆Мусл поворотом кремальеры, при этом разворачивается статор сельсина СП2, и по шкале КМ-4 перемещается треугольный индекс. Естественно, что величины ДМ и ∆Мусл участвуют в формировании курса, который показывает стрелка Г указателя УГА-1У.
Следящая система КМ-ГА состоит из сельсина СП2, расположенного в коррекционном механизме; сельсина СД1 ротор которого связан с внешней осью карданова подвеса гироскопа, а статор может разворачиваться через редуктор двигателем М3, управляемым усилителем У4.
Принцип работы системы КМ-ГА рассмотрен в разд. 9. 2. Напомним только, что эта система предназначена для осреднения магнитного курса, т. е. выработки гиромагнитного курса.
Следящая система ГА-УГА-1У стрелка Г (см. рис. 9.26) предназначена для трансляции гиромагнитного курса от гироагрегата на стрелку Г указателя УГА-1У. Следящая система состоит из сельсина-датчика СД1 гироагрегата, сельсина-приемника СП3 указателя, усилителя У5 и двигателя M5, который связан со статором сельсина СП3 и стрелкой Г указателя.
В режиме ГПК стрелка А указателя УГА-1У (рис. 9.28) индицирует курс, который вырабатывает астрокомпас: истинный или ортодромический. Трансляция курса от астрокомпаса производится через переходный блок Д-62, с которым связан сельсин-приемник СП4, работающий в индикаторном режиме. Ротор СП4 соединен со стрелкой А.
В указателе УГА-1У имеется кремальера, расположенная на лицевой стороне прибора, с помощью которой, а также задатчика курса, представляющего собой толстую стрелку, можно установить необходимый курс.
При разворотах самолета, как известно, индукционный магнитный датчик имеет большие погрешности, поэтому он отключается от гироагрегата. Управляет этим отключением выключатель коррекции ВК-53РШ. Отключение производится снятием питания с обмотки возбуждения двигателя М3 в гироагрегате. На виражах отключается также и горизонтальная коррекция гироскопа.
После длительного разворота с большим креном, когда восстановятся цепи коррекции, начнется согласование следящей системы КМ-ГА, которое происходит с малой скоростью. При нажатии кнопки быстрого согласования срабатывает электромагнитная муфта в гироагрегате, которая изменяет передаточное отношение редуктора с 1 200 000 до 5000, причем скорость согласования при этом составляет примерно 10 град/с.
В случае необходимости можно поменять функции гироагрегатов. Для этого на пульте управления переключатель «Осн.-Зап.» следует поставить в положение «Запасной», тогда основной гироагрегат будет соединен с коррекционным механизмом, с указателем УГА-1У, указателем УГПК и будет работать в режиме магнитной коррекции. Запасной гироагрегат при этом будет работать в режиме ГПК и выдавать ортодромический курс на указатель штурмана УШ.
- Содержание
- Приборное оборудование
- 1.1 Методы
- 1.2. Механические барометрические высотомеры
- 1.3. Электромеханический барометрическийвысотомер
- 1.4. Электромеханические барометрические датчики высоты и корректоры высоты
- 1.5. Методы измерения скорости полета
- 1.6. Теория аэродинамического метода измерения скорости полёта.
- При диабетическом процессе имеет место следующее соотношение
- 1.7. Приборы для измерения скорости полетаи числа м
- Указатель истинной воздушной скорости (ивс)
- Тогда(1,14)
- 1.8. Методы измерения вертикальной скорости
- 1.9. Приборы для измерения вертикальной скорости
- 1.10. Приемники и магистрали воздушных давлений на самолете
- 1.12.Виды технического обслуживания высотомеров и указателей скорости, применяемая аппаратура
- 1.13.Методика технического обслуживания
- 1.14.Летная эксплуатация высотомеров
- 1.15.Летная эксплуатация указателей скорости
- 1.16.Летная эксплуатация вариометров
- 1.17.Возможные отказы систем статического и полного давлений
- Комплексные измерители высотно-скоростных параметров
- 2.1.Общие сведения о системах воздушных сигналов
- 2.2.Системы свс-пн с бесконтактным вычислителем
- 2.3.Системы свс с вычислительными устройствами, совмещенными с указателями
- 2.4.Погрешности и особенности технического обслуживания аналоговых свс
- 2.5.Системы свс с цифровым вычислителем
- 2.7.Информационные комплексы высотно-скоростных параметров
- 2.8Система воздушных сигналовСвс-пн-15-4
- 3.1Основы прикладной теории гироскопа
- 3.2. Требования, предъявляемые к конструкции гироскопических приборов
- Измерение углов крена и тангажа, измерение скольжения
- 4.1 Построение вертикали с помощью физического маятника на самолете
- 4.2 Авиагоризонты
- 4.3. Погрешности гировертикалей
- 4.4. Авиагоризонт аги-1с
- 4.5. Авиагоризонт агд-1
- 4.6. Авиагоризонт агб-3 (агб-Зк)
- 4.7 Авиагоризонт агк-47б
- 4.8. Авиагоризонт агр-144
- 4.9АвиагоризонтАгр-72а
- 1.10Авиагоризонт агб-96-15р
- 4.11Сравнительные характеристики авиагоризонтов.
- 4.12. Указатель скольжения
- 4.13 Эксплуатация авиагоризонтов
- Приборы для измерения угловых скоростей и ускорений самолета
- 5.1. Указатель поворота эуп-53
- 5.2. Датчик угловой скорости (дус)
- 5.3 Выключатель коррекции вк-53рб
- 5.4 Выключатель коррекции вк-90
- 5.5. Измерители углового ускорения и интегрирующие гироскопы
- Силовая гироскопическая стабилизация
- 6.1. Принцип силовой гироскопической стабилизации
- 6.2. Центральная гироскопическая вертикаль цгв-4
- 6.3 Малогабаритная гировертикаль (мгв).
- 6.4 Блок контроля крена бкк-18 и сигнализаторы нарушения питания снп-1.
- 6.5. Курсовертикаль
- 6.6. Методы повышения надежности приборов
- Магнитные компасы
- 7.1. Магнитные компасы
- 7.2. Погрешности магнитного компаса
- 7.3. Магнитный компас ки-13 и его летная эксплуатация
- Гирополукомпасы
- 8.1. Гирополукомпас типа гпк-48 и его летнаяэксплуатация
- 8.2. Гирополукомпасы типа гпк-52 и гпк-52ап
- 8.3. Ошибки гирополукомпаса гпк-52ап
- 8.4. Летная эксплуатация и основные техническиеданные гпк-52
- Курсовые системы
- 9.1. Общие принципы построения курсовых систем
- 9.2. Способы комплексирования измерителей курсав курсовых системах
- 9.3. Гироиндукционный компас типа гик-1.
- 9.3.1. Следящая система «индукционный датчик-коррекционный механизм».
- 9.3.2. Следящая система «коррекционный механизм-гироагрегат»
- 9.3.3. Следящая система «гироагрегат-указатель»
- 9.3.4. Комплектация, основные технические данныеи летная эксплуатация гироиндукионного компаса гик-1
- 9.4. Курсовая система кс-6 и ее летная эксплуатация.
- 9.4.1. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.4.2. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.4.3. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.4.4. Основные технические данные и летнаяэксплуатация курсовой системы кс-6
- 9.5. Курсовая система ткс-п и ее летная эксплуатация.
- 9.5.1. Повышение точности работы системы ткс-п в режиме гпк
- 9.5.2. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.5.3. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.5.4. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.5.5. Основные технические данные и летнаяэксплуатация ткс-п
- 9.5.6 Подготовка к работе
- 9.6 Точная курсовая системы ткс-п2и её компоненты
- 9.6.1 Назначение
- 9.6.2 Комплект и размещение
- 9.6.3 Принцип действия
- 9.7 Устройство агрегатов системы ткс-п2
- 9.7.1 Индукционный датчик ид-3
- 9.7.2 Коррекционный механизм км-5
- 9.7.3 Гироагрегат га-3
- 9.7.4 Блок гиромагнитного курса бгмк-2
- 9.7.5 Указатель штурмана уш-3
- 9.7.6 Блок дистанционной коррекции бдк-1
- 9.7.7 Пульт управления пу-11
- 9.8 Функциональная схема ткс-п2
- 9.9 Эксплуатация ткс-п2
- 9.10 Предварительная подготовка экипажа к полету с ткс-п2
- 9.11 Работа экипажа с ткс-п2 после запуска двигателей
- 9.11.1 Перед выруливанием:
- 9.11.2 Перед взлётом
- 9.12 Начальная выставка курсовой системы ткс-п2
- 9.12.1 Начальная выставка гироагрегатов в режиме астрокоррекции
- 9.12.2 Начальная выставка гироагрегата в режиме магнитной коррекции
- 9.13 Выход на курс следования при использрвании системы ткс-п2
- 9.14 Контроль за ортодромическим курсом, выдерживаемым системой ткс-п2 в режиме гпк
- 9.15 Выполнение коррекции гироагрегатов системы ткс-п2, работающих в режиме гпк
- 9.16 Использование курсовой системы ткс-п2 при заходе на посадку
- 9.17 Использование курсовой системы в комплексе навигационно-пилотажного оборудования самолета
- 9.18 Отказы системы ткс-п2
- 9.18.1 Отказ основного гироагрегата
- 9.18.2 Отказ контрольного гироагрегата
- 9.18.3 Отказ индукционного датчика ид-3
- 9.18.4 Отказ контрольного указателя куш-1
- 9.19 Действия при отказах компонентов системы ткс-п2
- 9.20. Курсовая система гмк-1г и ее летная эксплуатация
- 9.20.1. Режим пуска
- 9.20.2. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.20.3. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.20.4. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.20.5. Система контроляи летная эксплуатация гмк-1г
- 9.20.6 Основные технические данныеГмк-1г
- Инерциальные системы навигации
- 10.1.Принцип работы инерциальных систем
- 10.2. Типы инерциальных систем
- 10.3 Инерциальная курсовертикаль икв-72
- 10.4 Инициальная система и-11
- 10.5 Инерциальная системаltn-101 фирмы "Litton"
- 10.5.1 Описание и работа
- 10.5.2 Управление системойLtn-101
- 10.5.3 МоноблокGniru
- 10.5.4 Пульт выбора режимовMsu
- 10.6 Режимы работы системыLtn-101
- 10.6.1 Выставка
- 10.6.2 Повторная быстрая выставка
- 10.6.3 Режим Навигация (nav)
- 10.6.4 Режим "Курсовертикаль" ("атт")
- 10.6.5 Режим "выключено" ("off")
- 10.6Контроль работоспособности
- 10.7 Электропитание системы ltn-101
- 10.8 Отыскание к устранение неисправностей