1.3. Электромеханический барометрическийвысотомер
Электромеханический высотомер по сравнению с механическим обеспечивает более точное измерение относительной высоты полета за счет разгрузки чувствительного элемента с помощью следящей системы.
Рис.1.5 функциональная схема УВИД
На рис. 1.5 представлена функциональная схема электромеханического барометрического высотомера типа УВИД. Воздух из системы статического давления поступает в герметичную полость указателя. Статическое давление воспринимается чувствительным элементом ЧЭ — блоком анероидных коробок.
При изменении высоты полета происходит линейное перемещение на величину lз подвижного центра блока анероидных коробок, которое передается на якорь индукционного датчика ИД, входящего в состав следящей системы. При этом происходит изменение положения якоря относительно сердечника и на выходе индукционного датчика возникает сигнал рассогласования в виде напряжения, которое подается в усилитель У. Одновременно в усилитель подается напряжение, пропорциональное аэродинамической поправке. Суммарное напряжение после усиления подается на управляющую обмотку двигателя Д.
Двигатель через редуктор Р1 и функциональное устройство канала высоты (ФУн) перемещает сердечник индукционного датчика в согласованное положение с якорем и одновременно приводит в движение индикаторное устройство указателя (стрелку СТ и счетчик СЧн), с помощью которых производится отсчет измеренной барометрической высоты. Через редуктор P1 движение также передается на щетку потенциометра П, угол поворота которой пропорционален измеренной высоте.
Ввод значения давления р0 производится вручную путем вращения рукоятки, расположенной на лицевой части указателя. От рукоятки движение передается через редуктор Р2 в функциональное устройство ФУРо, а затем в функциональное устройство высоты ФУн. Контроль вводимой величины р0 осуществляется по счетчику СЧРо.
Для автоматического определения аэродинамической поправки в комплекте высотомера УВИД имеется вычислитель аэродинамических поправок ВАП. Его функциональная схема также представлена на рис. 1. 5.
Статическое давление р воспринимается чувствительным элементом ВАП и преобразуется им в перемещение l1 щетки потенциометра П1, к которому подаeтся напряжение U, а снимается с него напряжение U1, пропорциональное перемещению щетки и зависящее от статического давления, т. е. U =f(p).
Снимаемое с потенциометра П1 напряжение подается на потенциометр П2, щетка которого перемещается от второго чувствительного элемента, воспринимающего динамическое давление. Снимаемое с потенциометра П2 напряжение является функцией статического р и полного рдавлений. Оно пропорционально аэродинамической поправке. Это напряжение поступает на вход усилителя У.
Кинематическая схема указателя УВИД представлена на рис. 1.6. Чувствительным элементом является блок анероидных коробок БА. Один жесткий центр блока (левый) укреплен на основании прибора, а другой подвижный (правый) через термокомпенсатор БМ и тяги T1 и Т2 соединен с якорем Я индукционного датчика.
Сердечник С индукционного датчика имеет Ш-образную форму. На нем размещены три обмотки. Первичная обмотка ОВ расположена па среднем стержне. К ней подводится напряжение питания. На крайних стержнях размещены вторичные обмотки, которые соединены между собой по дифференциальной схеме.
Ось вращения О2 якоря Я и сердечника С индукционного датчика укреплена на качалке К, которая может поворачиваться вокруг оси О3. Под действием пружины ПР3 качалка всегда прижата к рабочей поверхности-кулачка КЛ, жестко связанного с червячным колесом ЧК.
В установившемся режиме зазоры между якорем и крайними стержнями сердечника равны. В этом случае во вторичных обмотках индукционного датчика наводятся одинаковые по величине э. д. с. Так как вторичные обмотки включены по дифференциальной схеме, то суммарная э. д. с. на выходе датчика будет равна нулю. Якорь относительно тяг T1 и Т2 в данном случае удерживается с помощью пружин ПP1 и ПР2.
При изменении высоты полета и соответственно статического давления происходит перемещение подвижного центра О1 блока анероидных коробок, которое через биметаллический компенсатор БМ и тяги T1 и Т2 передается на якорь Я индукционного датчика. Якорь поворачивается вокруг оси О2 на некоторый угол. В результате нарушается равенство зазоров между якорем и крайними стержнями сердечника и на выходе индукционного датчика появляется напряжение, которое после усиления в усилителе подается на управляющую обмотку двигателя Д.
Рис.1.6. упрощенная кинематическая схема УВИД
Двигатель через редуктор и червяк Ч поворачивает червячное колесо ЧК с укрепленным на нем кулачком КЛ. Поворот кулачка КЛ вызывает поворот качалки К с укрепленным на ней индукционным датчиком. При повороте качалки ось О2 якоря занимает новое положение и якорь поворачивается вокруг оси О2 в направлении, обеспечивающем равенство зазоров между якорем и крайними стержнями сердечника индукционного датчика.
Одновременно с этим двигатель через редуктор приводит в движение индикаторное устройство (счетчик СЧн и стрелка СТ) и щетку выходного потенциометра П.
Профиль кулачка КЛ выбран таким, что при перемещении подвижного центра О1 блока анероидных коробок, пропорциональном величине статического давления, угол поворота кулачка будет пропорционален величине барометрической высоты. Следовательно, угол поворота счетчика СЧн стрелки СТ и щетки потенциометра П также пропорционален измеряемой высоте, что позволяет сделать шкалу прибора равномерной по высоте.
Передаточное число редуктора выбрано таким, что один оборот стрелки СТ соответствует изменению высоты на 1000 м, а оцифровка шкалы позволяет отсчитывать высоты с точностью до 5 м. По счетчику СЧн производится дискретный отсчет высоты через 10 м. В указателе высотомера предусмотрено специальное устройство, позволяющее вводить поправки на изменение давления р0 у земли. Ввод значений давления р0 осуществляется путем вращения рукоятки р0, укрепленной на оси, которая оканчивается винтом В. С помощью этого винта и специальной гайки СГ вращательное движение рукоятки Р0 превращается в поступательное движение гайки СГ, которая жестко связана с кулачком КУ. Направляющая НП препятствует повороту гайки СГ вокруг оси.
При вращении рукоятки Р0 кулачок КУ, перемещаясь поступательно, воздействует через рычаг Р и толкатель ТК на червяк Ч, перемещая его поступательно вдоль оси вращения. Осевое перемещение червяка Ч вызывает поворот на определенный угол червячного колеса ЧК и жестко связанного с ним кулачка КЛ, который, воздействуя на качалку К, нарушает равенство зазоров между якорем Я и крайними стержнями сердечника С. Вследствие этого на выходе индукционного датчика появляется напряжение, которое после усиления в усилителе подается на управляющую обмотку двигателя Д. Двигатель через редуктор будет поворачивать кулачок КЛ, а следовательно, и качалку К в положение, при котором восстанавливается равенство зазоров между якорем и крайними стержнями сердечника. Одновременно двигатель поворачивает счетчик СЧн, стрелку СТ и щетку потенциометра П.
Таким образом, вращение рукоятки р0 приводит к изменению показаний прибора. Визуальный отсчет введенного значения давления р0 осуществляется по показанию счетчика СЧ р0, который через редуктор связан с осью рукоятки р0.
С целью предотвращения выхода из строя указателя в нем предусмотрены специальные устройства, ограничивающие диапазон измерения высоты и ввода значений давления р0. Указатель выходит из строя в том случае, если при повороте кулачка КЛ против часовой стрелки произойдет сброс качалки К с максимального радиуса кулачка на минимальный.
Во избежание отказа прибора предусмотрен механический упор, состоящий из вала ОВ, который под действием пружины ПР4 упирается в хвостовую часть качалки К. При работе прибора в пределах измеряемой высоты между зубом 31 расположенным на втором конце вала ОВ, и зубом 32, расположенным на шестерне, кинематически связанной с ручкой р0, будет определенный зазор.
Если вращать ручку р0 в направлении, соответствующем вращению кулачка КЛ против часовой стрелки, то качалка К также будет поворачиваться против часовой стрелки, перемещая вал ОВ вправо. Зуб 31 упирается в зуб 32 и дальнейший поворот ручки р0 невозможен.
Для компенсации температурных погрешностей чувствительного элемента в высотомере применен термокомпенсатор, представляющий собой скобу БМ, один конец которой соединен с подвижным центром О1 блока анероидных коробок, а другой — с тягой Т1. Этот компенсатор обеспечивает температурную компенсацию первого, и второго рода.
- Содержание
- Приборное оборудование
- 1.1 Методы
- 1.2. Механические барометрические высотомеры
- 1.3. Электромеханический барометрическийвысотомер
- 1.4. Электромеханические барометрические датчики высоты и корректоры высоты
- 1.5. Методы измерения скорости полета
- 1.6. Теория аэродинамического метода измерения скорости полёта.
- При диабетическом процессе имеет место следующее соотношение
- 1.7. Приборы для измерения скорости полетаи числа м
- Указатель истинной воздушной скорости (ивс)
- Тогда(1,14)
- 1.8. Методы измерения вертикальной скорости
- 1.9. Приборы для измерения вертикальной скорости
- 1.10. Приемники и магистрали воздушных давлений на самолете
- 1.12.Виды технического обслуживания высотомеров и указателей скорости, применяемая аппаратура
- 1.13.Методика технического обслуживания
- 1.14.Летная эксплуатация высотомеров
- 1.15.Летная эксплуатация указателей скорости
- 1.16.Летная эксплуатация вариометров
- 1.17.Возможные отказы систем статического и полного давлений
- Комплексные измерители высотно-скоростных параметров
- 2.1.Общие сведения о системах воздушных сигналов
- 2.2.Системы свс-пн с бесконтактным вычислителем
- 2.3.Системы свс с вычислительными устройствами, совмещенными с указателями
- 2.4.Погрешности и особенности технического обслуживания аналоговых свс
- 2.5.Системы свс с цифровым вычислителем
- 2.7.Информационные комплексы высотно-скоростных параметров
- 2.8Система воздушных сигналовСвс-пн-15-4
- 3.1Основы прикладной теории гироскопа
- 3.2. Требования, предъявляемые к конструкции гироскопических приборов
- Измерение углов крена и тангажа, измерение скольжения
- 4.1 Построение вертикали с помощью физического маятника на самолете
- 4.2 Авиагоризонты
- 4.3. Погрешности гировертикалей
- 4.4. Авиагоризонт аги-1с
- 4.5. Авиагоризонт агд-1
- 4.6. Авиагоризонт агб-3 (агб-Зк)
- 4.7 Авиагоризонт агк-47б
- 4.8. Авиагоризонт агр-144
- 4.9АвиагоризонтАгр-72а
- 1.10Авиагоризонт агб-96-15р
- 4.11Сравнительные характеристики авиагоризонтов.
- 4.12. Указатель скольжения
- 4.13 Эксплуатация авиагоризонтов
- Приборы для измерения угловых скоростей и ускорений самолета
- 5.1. Указатель поворота эуп-53
- 5.2. Датчик угловой скорости (дус)
- 5.3 Выключатель коррекции вк-53рб
- 5.4 Выключатель коррекции вк-90
- 5.5. Измерители углового ускорения и интегрирующие гироскопы
- Силовая гироскопическая стабилизация
- 6.1. Принцип силовой гироскопической стабилизации
- 6.2. Центральная гироскопическая вертикаль цгв-4
- 6.3 Малогабаритная гировертикаль (мгв).
- 6.4 Блок контроля крена бкк-18 и сигнализаторы нарушения питания снп-1.
- 6.5. Курсовертикаль
- 6.6. Методы повышения надежности приборов
- Магнитные компасы
- 7.1. Магнитные компасы
- 7.2. Погрешности магнитного компаса
- 7.3. Магнитный компас ки-13 и его летная эксплуатация
- Гирополукомпасы
- 8.1. Гирополукомпас типа гпк-48 и его летнаяэксплуатация
- 8.2. Гирополукомпасы типа гпк-52 и гпк-52ап
- 8.3. Ошибки гирополукомпаса гпк-52ап
- 8.4. Летная эксплуатация и основные техническиеданные гпк-52
- Курсовые системы
- 9.1. Общие принципы построения курсовых систем
- 9.2. Способы комплексирования измерителей курсав курсовых системах
- 9.3. Гироиндукционный компас типа гик-1.
- 9.3.1. Следящая система «индукционный датчик-коррекционный механизм».
- 9.3.2. Следящая система «коррекционный механизм-гироагрегат»
- 9.3.3. Следящая система «гироагрегат-указатель»
- 9.3.4. Комплектация, основные технические данныеи летная эксплуатация гироиндукионного компаса гик-1
- 9.4. Курсовая система кс-6 и ее летная эксплуатация.
- 9.4.1. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.4.2. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.4.3. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.4.4. Основные технические данные и летнаяэксплуатация курсовой системы кс-6
- 9.5. Курсовая система ткс-п и ее летная эксплуатация.
- 9.5.1. Повышение точности работы системы ткс-п в режиме гпк
- 9.5.2. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.5.3. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.5.4. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.5.5. Основные технические данные и летнаяэксплуатация ткс-п
- 9.5.6 Подготовка к работе
- 9.6 Точная курсовая системы ткс-п2и её компоненты
- 9.6.1 Назначение
- 9.6.2 Комплект и размещение
- 9.6.3 Принцип действия
- 9.7 Устройство агрегатов системы ткс-п2
- 9.7.1 Индукционный датчик ид-3
- 9.7.2 Коррекционный механизм км-5
- 9.7.3 Гироагрегат га-3
- 9.7.4 Блок гиромагнитного курса бгмк-2
- 9.7.5 Указатель штурмана уш-3
- 9.7.6 Блок дистанционной коррекции бдк-1
- 9.7.7 Пульт управления пу-11
- 9.8 Функциональная схема ткс-п2
- 9.9 Эксплуатация ткс-п2
- 9.10 Предварительная подготовка экипажа к полету с ткс-п2
- 9.11 Работа экипажа с ткс-п2 после запуска двигателей
- 9.11.1 Перед выруливанием:
- 9.11.2 Перед взлётом
- 9.12 Начальная выставка курсовой системы ткс-п2
- 9.12.1 Начальная выставка гироагрегатов в режиме астрокоррекции
- 9.12.2 Начальная выставка гироагрегата в режиме магнитной коррекции
- 9.13 Выход на курс следования при использрвании системы ткс-п2
- 9.14 Контроль за ортодромическим курсом, выдерживаемым системой ткс-п2 в режиме гпк
- 9.15 Выполнение коррекции гироагрегатов системы ткс-п2, работающих в режиме гпк
- 9.16 Использование курсовой системы ткс-п2 при заходе на посадку
- 9.17 Использование курсовой системы в комплексе навигационно-пилотажного оборудования самолета
- 9.18 Отказы системы ткс-п2
- 9.18.1 Отказ основного гироагрегата
- 9.18.2 Отказ контрольного гироагрегата
- 9.18.3 Отказ индукционного датчика ид-3
- 9.18.4 Отказ контрольного указателя куш-1
- 9.19 Действия при отказах компонентов системы ткс-п2
- 9.20. Курсовая система гмк-1г и ее летная эксплуатация
- 9.20.1. Режим пуска
- 9.20.2. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.20.3. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.20.4. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.20.5. Система контроляи летная эксплуатация гмк-1г
- 9.20.6 Основные технические данныеГмк-1г
- Инерциальные системы навигации
- 10.1.Принцип работы инерциальных систем
- 10.2. Типы инерциальных систем
- 10.3 Инерциальная курсовертикаль икв-72
- 10.4 Инициальная система и-11
- 10.5 Инерциальная системаltn-101 фирмы "Litton"
- 10.5.1 Описание и работа
- 10.5.2 Управление системойLtn-101
- 10.5.3 МоноблокGniru
- 10.5.4 Пульт выбора режимовMsu
- 10.6 Режимы работы системыLtn-101
- 10.6.1 Выставка
- 10.6.2 Повторная быстрая выставка
- 10.6.3 Режим Навигация (nav)
- 10.6.4 Режим "Курсовертикаль" ("атт")
- 10.6.5 Режим "выключено" ("off")
- 10.6Контроль работоспособности
- 10.7 Электропитание системы ltn-101
- 10.8 Отыскание к устранение неисправностей