logo
Теория (часть 2) / PNO_PRO_V3

1.7. Приборы для измерения скорости полетаи числа м

Приборы для измерения скорости полета называются указателями скорости. Они делятся па следующие типы:

1) указатели индикаторной скорости,

2) указатели истинной воздушной скорости.

Наряду с указателем истинной воздушной скорости применяет­ся указатель числа М. Этот прибор показывает значение истинной воздушной скорости в относительных единицах (по отношению к скорости звука).

Указатель индикаторной скорости (УС) приме­няется в качестве пилотажного прибора . Принцип действия его основан на измерении динамического давления встречного потока воздуха с помощью манометрической коробки, деформация которой передается на стрелку специальным меха­низмом.

Таким образом, указатель индикаторной скорости измеряет скоростной напор Δp =γV2/2g, зависящий не только от скорости полета, но и от плотности воздуха.

Этот прибор будет показывать истинную воздушную скорость только на той высоте, на которой производилась его градуировка. Обычно указатель индикаторной скорости градуируется при нор­мальной плотности воздуха γ=1,225 кг/м3, поэтому показания прибора будут соответствовать истинной воздушной скорости при полете у земли.

Известно, что аэродинамические силы, действующие на само­лет в полете, также пропорциональны скоростному напору. Напри­мер, величина подъемной силы выражается формулой

где су — коэффициент подъемной силы; S — площадь несущих по­верхностей.

Поэтому для поддержания требуемого режима полета важно знать не истинную воздушную скорость, а индикаторную скорость полета. Следовательно, по указателю индикаторной скорости легко выдерживать нужные режимы полета. Этот прибор по существу дает информацию о подъемной силе самолета на любой высоте полета, что особенно важно знать тогда, когда подъемная сила приближается к критическому значению.

Указатель индикаторной скорости можно использовать и как навигационный прибор для определения истинной воздушной скорости. В этом случае в его показания нужно вводить поправки.