logo
Теория (часть 2) / PNO_PRO_V3

7.3. Магнитный компас ки-13 и его летная эксплуатация

В настоящее время наиболее широко применяется маг­нитный компас типа КИ-13, кинематическая схема которого изоб­ражена на рис. 7.1, а внешний вид представлен на рис. 7.5.и рис.7.6а.

Рис 7.5 Магнитный компас КИ-13 -И

Магнитный компас КИ-13-БС-1 (далее по тексту - КИ-13) входит в группу резервных приборов и предназначен для определения магнитного курса самолета.

Магнитный компас распложен над центральной частью приборной доски пилотов. Для таблиц поправок показаний магнитного компаса КИ-13 установлены кассеты на потолке кабины (см. рис. 7.6).

Механизм прибора заключен в корпус, на котором имеется универсальное крепежное кольцо, дающее возможность устанавливать компас на приборную доску таким образом, чтобы плоскость, проходящая через курсовую нить, совпадала или была параллельна плоскости симметрии самолета. Для регулировки исходного положения компаса имеются винты. Конструкция компаса обеспечивает его нормальную работу при кренах самолета до 17°. Два основных курса (Север и Юг) отмечены буквами соответственно "С" и "Ю". Шкала картушки равномерная, с ценой деления 5° и оцифровкой через 30°. Цифры и удлиненные деления шкалы покрыты светящейся массой. К корпусу прибора снизу крепится девиационное устройство для устранения полукруговой девиации. Для демпфирования колебаний картушки в корпус компаса залит лигроин ЛВ-2. Для амортизации компаса между панелью и кронштейном установлены резиновые прокладки.

Принцип действия компаса основан на взаимодействии постоянных магнитов компаса с магнитным полем земли. Погрешность компаса при нормальной температуре без девиационного устройства ±1°. Величина колебаний и увода картушки при действии вибрации не более ±0,5 деления шкалы. Принцип действия девиационного устройства основан на взаимодействии магнитов картушки с двумя парами постоянных магнитов, вставленных в валики. Над валиками нанесены надписи "С-Ю" и "В-3", указывающие курс, на котором вращением соответствующего валика устраняется девиация. Для обозначения нейтрального положения магнитов на валиках и корпусе нанесены точечные отметки, совпадение которых означает нейтральное положение девиационного устройства. Угол девиации, устраняемый девиационным устройством от 20 до 50°.

Рис 7.6 размещение магнитногокомпаса КИ-13-БС-1 и акссет для поправочных таблиц КИ-13-БС-1 и ВБМ-2

Основные технические данные

Температурный диапазон работы °С…………………………от +50 до—60

Инструментально-шкаловая погрешность компаса (без девиационного устройства), град …………………………..±1

Угол застоя картушки (ошибка от трения) без постукивания,.. не более 1град

Угол увлечения картушки в диапазоне температур + 50—60° С и угловой скорости 36 град/с, град …….………………………………….не более 10

Время полного успокоения в диапазоне

температур+ 50—60 °С, с ………………………….не более 17

Компас устойчиво работает при кренах, ……………………….17

Масса, кг…………………………………………………………..не более 0,15

Перед полетом необходимо осмотреть компас и убедиться, что отсутствуют внешние повреждения и подтекание жидкости из его корпуса. Внешним осмотром проверить состояние жидкости в ком­пасе. Она должна быть прозрачной, без пузырьков воздуха.

Компасный курс отсчитывается по картушке против индекса. В неспокойной атмосфере наблюдаются колебания картушки, ко­торые достигают ±15÷±20°, и отсчет курса затруднен, поэтому рекомендуется определить не мгновенное значение курса, а неко­торое среднее за 5÷10с.

Компасный курс с поправкой на девиацию является магнит­ным, а с поправкой на магнитное склонение — истинным курсом.