logo
Теория (часть 2) / PNO_PRO_V3

6.1. Принцип силовой гироскопической стабилизации

При непосредственной стабилизации, принцип работы которой используется в авиагоризонтах, гироскоп сам, за счет сво­его гироскопического момента, сопротивляется внешним моментам, действующим по осям карданова подвеса. Вследствие этого для осу­ществления функций стабилизации при действии на гироскоп значи­тельных внешних моментов гироскоп должен обладать большим собст­венным кинетическим моментом, а это, в свою очередь, вызывает уве­личение веса самого гиромотора и, следовательно, моментов трения в осях его подвеса. Таким образом, при непосредственной стабилизации получить достаточно хорошую рабо­ту гироскопа в смысле точности и способности сопротивления, внеш­ним моментам затруднительно, по­этому в тех случаях, когда от прибо­ра требуется большая точность, ко­торая бы мало зависела от внеш­них моментов, действующих на ги­роскоп, используют так называе­мую силовую гироскопическую ста­билизацию.

Рассмотрим принцип действия силовой гироскопической стаби­лизации на следующем примере.

Рис 6.1 кинематическая схема одноостного гиростабилизатора

Представим, что гироскоп с тремя степенями свободы установ­лен на основании так, как показано на рис. 6.1. Основание, с кото­рым связан гироскоп через подшипники внешней рамы карданова подвеса, вращается со скоростью со против часовой стрелки. При этом в подшипниках внешней рамы неизбежно возникает момент трения Мтр, который является внешним моментом по отношению к гироскопу и стремится повернуть его тоже против часовой стрел­ки. Момент Мтр, приложенный к гироскопу, вызывает его прецессию вокруг оси х со скоростью

(6.1)

Следовательно, ротор будет участвовать в двух движениях: вращении вокруг собственной оси с большой скоростью и прецес­сионном движении со скоростью р. В результате этого возникает гироскопический момент, равный МГ= -Нр, направление которого противоположно направлению МТР и который уравновешивает мо­мент МТР (см. рис. 6. 1):

(6.2)

Следовательно, для того чтобы гироскоп удерживал свое поло­жение неизменным по углу поворота α вокруг внешней рамы под­веса при действии момента Мтр, необходима скорость прецессии по углу β. Чем больше внешний момент Мтр, тем больше будет ско­рость β́ при одном и том же значении кинетического момента H.

Если на оси внутренней рамы карданова подвеса закрепить щет­ку потенциометра, а сам потенциометр — на внешней раме подве­са, то с этого потенциометра можно снять электрический сигнал, пропорциональный углу поворота внутренней рамы. Если этот электрический сигнал подать на двигатель, якорь которого жестко связан с внешней рамой карданова подвеса, а статор закреплен на основании, то двигатель вызовет по оси внешней рамы момент Мдв, который скомпенсирует вредный внешний момент Мтр, т. е. вместо уравнения (6.2) можно будет записать Мдвтр.

Таким образом, компенсация внешнего момента обеспечивается двигателем при небольшом угле поворота гироскопа вокруг оси внутренней рамы.

Следовательно, сам гироскоп в такой схеме практически выполняет роль чувствительного элемента, а стабилизацию обеспе­чивает двигатель.

Описанная схема называется схемой одноосной силовой гиро­скопической стабилизации. Силовой она называется потому, что всю силовую работу по компенсации вредных моментов выполняет двигатель, получающий электрическую энергию, а гироскоп лишь управляет работой двигателя. В переходном процессе компенсация вредных моментов обеспечивается двигателем и гироскопом, а в установившемся режиме — только двигателем.