logo
Теория (часть 2) / PNO_PRO_V3

4.12. Указатель скольжения

На лицевой части всех авиагоризонтов располагается еще один прибор — указатель скольжения. Он предназначен для определения наличия и направления скольжения. Скольжение ха­рактеризуется углом β (рис. 4.29) между вектором истинной воз­душной скорости V и плоскостью симметрии самолета.

Не рассматривая причин, вызывающих несовпадение вектора истинной воздушной скорости с продольной осью самолета, отме­тим, что при наличии скольжения на самолет действует сила Qz в направлении, противоположном скольжению, возникающая в ре­зультате несимметричного обдува самолета набегающим потоком воздуха. Равнодействующая R аэродинамических сил самолета лежит в плоскости, не совпадающей с плоскостью симметрии са­молета. Указатель скольжения измеряет угол между равнодейству­ющей силой R и плоскостью симметрии, который характеризует наличие и направление скольжения. Он представляет собой изог­нутую стеклянную трубку, заполненную толуолом, в которой на­ходится тяжелый шарик черного цвета. Тыльная сторона трубки окрашена либо светомассой, либо белой краской; в середине труб­ки имеются две риски.

Указатель скольжения располагается на самолете в плоскости, перпендикулярной плоскости симметрии самолета, и шарик имеет одну степень свободы, практически только вдоль оси Оz1 самолета. Указатель скольжения следует рассматривать как физический маятник с осью чувствительности, лежащей в плоскости трубки.

Он представляет собой устройство, реагирующее на ускорение объекта, и состоит из массы (в нашем случае шарик), которая при ускоренном движении объекта вдоль оси чувствительности будет отклоняться в сторону, противоположную ускорению. В результате возникнет некоторое перемещение шарика относительно корпуса, которое будет характеризовать величину и направление действую­щего ускорения.

На рис. 4.29. изображен самолет, совершающий горизонталь­ный полет с углом скольжения β. При этом возникает аэродинами­ческая сила, из-за которой шарик переместится относительно труб­ки, как это показано на рис. 4.29,а.

При выполнении самолетом координированного разворота, ха­рактеризующегося отсутствием скольжения, по оси чувствительно­сти маятника не действуют никакие силы, и он будет находиться в центре трубочки (рис. 4.29б).

Если самолет совершает левый разворот с внешним скольже­нием (рис. 4.29в), то шарик из-за действия проекции аэродинами­ческой силы Qz будет занимать положение справа.

Имеющаяся в приборе прозрачная вязкая жидкость — толуол, служит для демпфирования возможных колебаний шарика.

За счет трения между шариком и стенками трубки у указателя скольжения может быть зона застоя, не превышающая ±1,5°.