2.7.Информационные комплексы высотно-скоростных параметров
Необходимость повышения точности и надежности приборных устройств, измеряющих высотно-скоростные параметры, их глубины контроля и контролепригодности с сигнализацией отказов привели к созданию информационных комплексов высотно-скоростных параметров (ИКВСП).
Основной задачей, решаемой ИКВСП, является обеспечение экипажа и бортовых потребителей информацией: о текущих значениях высотноскоростных параметров; об отклонении их от заданных значений; о достижении критических значений скоростей Vи, Vв, числа М, опасного отклонения от высоты эшелона ∆Н*, о приближении к заданной высоте эшелона.
Рис. 2.19. Функциональная схема одноканальной ИКВСП
Основой комплексов ИКВСП являются системы СВС, используемые как в нерезервированном, так и в резервированном виде. В схеме ИКВСП (рис. 2.19) с одной СВС используются: указатели ВАР скорости Vв, указатели высоты УВ; указатели УСИМ скорости Vи и числа М с вычислителем критических режимов; радиовысотомер РВ; вычислитель ВОВ отклонения ∆Н от заданной высоты; система ССОС с датчиками ДУ и ДКУ; блок формирования и контроля БФ.
В другом варианте схемы ИКВСП (рис. 2.20) используются три системы СВС. В такие системы помимо СВС могут включаться: вариометры, корректоры-задатчики высоты КЗ В, указатели УСИМ, вычислители ВКР критических режимов, блок ВВС вычисления барометрической вертикальной скорости, высотомеры, пульт вертикального маневра ПВМ, пульт-задатчик индикаторной скорости ПЗС, система ССОС, блок формирования БФ, блок выдачи разовых команд БР (при достижении заданных значений высотно-скоростных параметров), блоки согласования БС и коммутации БК.
Вычислитель ВКР сигнализирует о приближении критических значений Vикр. Пульт ПВМ необходим для индикации и ввода заданной высоты эшелона Нзад, заданной скорости Vвзад, для автоматического выхода на заданный эшелон и режим стабилизации скорости VV Блок БС является источником опорного напряжения ОН (рис. 2.21), запитывающим выходные потенциометры датчиков, а также служит для согласования выходных цепей датчиков с входами последующих звеньев. Блок формирования БФ выдает электрические сигналы, пропорциональные измеряемым параметрам, а также сигналы исправности по этим параметрам.
Обычно все указатели крепятся на приборных досках, а вычислители и блоки, показанные на схеме (см. рис. 2.20), располагаются в герметизированном техотсеке.
Каждый канал по измеряемым параметрам данной системы состоит из трех одинаковых подканалов вычисления и формирования сигналов. Каналы измерения числа М, скорости Vи, высоты Нотн, аналогичны. Сигнал, пропорциональный измеряемому параметру, с системы СВС через согласующий усилитель УС блока БС подается в блоки БФ и БР (см. рис. 2.21). В блоке БФ после усилителя У сигнал каждого подканала поступает в устройство контроля, состоящее из трех сигнализаторов напряжения СИ. В сигнализаторах СН сигналы попарно сравниваются между собой. В случае неисправности какого-то подканала и расхождения по этой причине двух сигналов на определенное значение сигнализатор СН срабатывает и логическая схема ЛС снимает сигнал исправности отказавшего подканала.
Рис. 2.20. Функциональная схема ИКВСП с тремя СВС
Рис. 2.21 Функциональная схема канала измерения Нотн
В блоке БР сигнал каждого подканала от блока БС подается в компаратор К схемы формирования команд СФ. В компараторах при достижении заданных величин измеряемого параметра вырабатываются сигналы достижения фиксированных значений измеряемого параметра. Каждая СФ реагирует на свое определенное значение измеряемого параметра.
В канале Нотн предусмотрена логическая схема ЛС р3, на которую поступают сигналы с контактных устройств КУ ручек ввода давления р3 указателей высоты УВ систем СВС. В случае выставки хотя бы на одном указателе давления р3, не равного 101 325 Па, схема ЛС р3 выдает сигнал неправильной установки давления р3.
В канале числа М блок БР выдает помимо сигналов достижения фиксированных значений также сигнал Мкр, пропорциональный критическому значению числа М.
Канал измерения скорости V аналогичен каналам измерения Vи , Нотн, числа М, но не содержит блока БР. Фиксированные значения скорости V каналом не выдаются.
В каждом подканале каналов измерения величин ∆М, ∆Н, ∆VB, ∆VИ, ∆Н* в блоке БФ в целях повышения надежности измерений, обеспечения независимости выходов используются (рис. 2.22) кворум-элементы КЭ Кворум-элемент формирует достоверный выходной сигнал, равный среднему значению большинства входных сигналов, мало отличающихся по величине. Состоит такой элемент из трех ограничителей тока. Выходные напряжения кворум-элементов сравниваются с напряжениями входных сигналов подканалов сигнализаторами напряжения СН, которые настраиваются на определенный порог срабатывания. При превышении разностью сравниваемых сигналов порога срабатывания СН выдается сигнал на логическую схему ЛС, которая снимает сигнал исправности отказавшего подканала.
Рис. 2.22. Функциональная схема измерения ∆VВ
В каналах измерения параметров ∆М, ∆Н, ∆VB сигналы на вход БФ поступают с указателя УМС системы СВС (параметр AM), корректора-задатчика КЗВ (параметр ∆М) и блока ВВС (параметр VВ). Прохождение сигналов этих каналов через блок БФ можно проследить на примере схемы рис. 2.22. Схемы вычисления, формирования и контроля сигналов, пропорциональных ∆VB, ∆VИ, ∆Н*, идентичны. Заданные значения высоты Нзад и скорости VВзад устанавливаются на пульте ПВМ, а скорости Vизад— на пульте ПЗС ручками-задатчиками потенциометрических преобразователей. Текущие значения параметров VB, VИ, Н на вход операционных усилителей ОУ БФ подаются с блока ВВС и системы СВС соответственно. Операционные усилители БФ выдают соответствующие сигналы отклонений.
В каналах ∆VB, ∆VИ блока БФ используются в отличие от каналов других параметров четыре кворум-элемента. Три кворум-элемента образуют устройство кворумирования, выдающее потребителям сигналы текущих значений отклонений и исправного состояния каждого из трех подканалов и всего канала. Четвертый кворум-элемент обеспечивает формирование и контроль сигнала отклонения в режиме слежения (ручкой-задатчиком пульта ПВМ) за текущим значением параметра (до момента включения режима стабилизации). Модулятор МД, усилитель Усл и двигатель М образуют следящую систему отработки текущего значения параметра.
Комплексы ИКВСП используются в штурвальном режиме управления полетом при стабилизации текущих значений высоты и числа М, автоматическом выходе на заданную высоту эшелона и стабилизации этой высоты, стабилизации текущего и заданного значений скоростей VВ и КИ.
Режим автоматической стабилизации высоты обеспечивается по сигналам отклонения текущего значения высоты от запомненного в момент включения режима стабилизации, поступающим от корректороа-задатчиков КЗВ. Режим автоматической стабилизации числа М осуществляется по сигналам ∆M отклонения текущего значения числа М от запомненного в момент включения режима стабилизации, выдаваемым указателями УМС СВС.
Для перехода на режим автоматического выхода на заданную высоту эшелона на счетчике пульта ПВМ устанавливается заданная высота эшелона. При достижении самолетом этой высоты по сигналу ∆Н* блока БР, выдаваемому в систему автоматического управления, режим выхода на эшелон отключается. Корректоры КЗВ включаются в режим стабилизации высоты и в систему автоматического управления подается сигнал ∆Н.
В режиме автоматической стабилизации скорости VB на пульте ПВМ устанавливается заданное значение VВ. В систему автоматического управления выдается сигнал ∆VВ отклонения от заданного значения скорости VВ.
До включения автоматической стабилизации скорости VH счетчик пульта ПЗС и индексы заданной скорости указателей УСИМ отслеживают текущее значение скорости VИ. В режиме стабилизации скорости VИ система автоматического управления стабилизирует скорость VИ по сигналу отклонения ∆VИ от ее заданного значения.
На всех режимах полета комплексом ИКВСП выдается информация о достижении критических значений VИ, числа М, опасной скорости сближения с Землей.
Комплексы ИКВСП построены таким образом, что отказ одного подканала по любому из измеряемых системой параметров приводит к снятию сигнала его исправности. Отказ двух подканалов по измеряемым параметрам или одного подканала параметра Vпкр приводит к снятию сигнала исправности системы. Неисправный блок системы определяется встроенным контролем. Неисправные блоки допускается заменять исправными, после чего комплекс ИКВСП должен проверяться встроенным контролем.
- Содержание
- Приборное оборудование
- 1.1 Методы
- 1.2. Механические барометрические высотомеры
- 1.3. Электромеханический барометрическийвысотомер
- 1.4. Электромеханические барометрические датчики высоты и корректоры высоты
- 1.5. Методы измерения скорости полета
- 1.6. Теория аэродинамического метода измерения скорости полёта.
- При диабетическом процессе имеет место следующее соотношение
- 1.7. Приборы для измерения скорости полетаи числа м
- Указатель истинной воздушной скорости (ивс)
- Тогда(1,14)
- 1.8. Методы измерения вертикальной скорости
- 1.9. Приборы для измерения вертикальной скорости
- 1.10. Приемники и магистрали воздушных давлений на самолете
- 1.12.Виды технического обслуживания высотомеров и указателей скорости, применяемая аппаратура
- 1.13.Методика технического обслуживания
- 1.14.Летная эксплуатация высотомеров
- 1.15.Летная эксплуатация указателей скорости
- 1.16.Летная эксплуатация вариометров
- 1.17.Возможные отказы систем статического и полного давлений
- Комплексные измерители высотно-скоростных параметров
- 2.1.Общие сведения о системах воздушных сигналов
- 2.2.Системы свс-пн с бесконтактным вычислителем
- 2.3.Системы свс с вычислительными устройствами, совмещенными с указателями
- 2.4.Погрешности и особенности технического обслуживания аналоговых свс
- 2.5.Системы свс с цифровым вычислителем
- 2.7.Информационные комплексы высотно-скоростных параметров
- 2.8Система воздушных сигналовСвс-пн-15-4
- 3.1Основы прикладной теории гироскопа
- 3.2. Требования, предъявляемые к конструкции гироскопических приборов
- Измерение углов крена и тангажа, измерение скольжения
- 4.1 Построение вертикали с помощью физического маятника на самолете
- 4.2 Авиагоризонты
- 4.3. Погрешности гировертикалей
- 4.4. Авиагоризонт аги-1с
- 4.5. Авиагоризонт агд-1
- 4.6. Авиагоризонт агб-3 (агб-Зк)
- 4.7 Авиагоризонт агк-47б
- 4.8. Авиагоризонт агр-144
- 4.9АвиагоризонтАгр-72а
- 1.10Авиагоризонт агб-96-15р
- 4.11Сравнительные характеристики авиагоризонтов.
- 4.12. Указатель скольжения
- 4.13 Эксплуатация авиагоризонтов
- Приборы для измерения угловых скоростей и ускорений самолета
- 5.1. Указатель поворота эуп-53
- 5.2. Датчик угловой скорости (дус)
- 5.3 Выключатель коррекции вк-53рб
- 5.4 Выключатель коррекции вк-90
- 5.5. Измерители углового ускорения и интегрирующие гироскопы
- Силовая гироскопическая стабилизация
- 6.1. Принцип силовой гироскопической стабилизации
- 6.2. Центральная гироскопическая вертикаль цгв-4
- 6.3 Малогабаритная гировертикаль (мгв).
- 6.4 Блок контроля крена бкк-18 и сигнализаторы нарушения питания снп-1.
- 6.5. Курсовертикаль
- 6.6. Методы повышения надежности приборов
- Магнитные компасы
- 7.1. Магнитные компасы
- 7.2. Погрешности магнитного компаса
- 7.3. Магнитный компас ки-13 и его летная эксплуатация
- Гирополукомпасы
- 8.1. Гирополукомпас типа гпк-48 и его летнаяэксплуатация
- 8.2. Гирополукомпасы типа гпк-52 и гпк-52ап
- 8.3. Ошибки гирополукомпаса гпк-52ап
- 8.4. Летная эксплуатация и основные техническиеданные гпк-52
- Курсовые системы
- 9.1. Общие принципы построения курсовых систем
- 9.2. Способы комплексирования измерителей курсав курсовых системах
- 9.3. Гироиндукционный компас типа гик-1.
- 9.3.1. Следящая система «индукционный датчик-коррекционный механизм».
- 9.3.2. Следящая система «коррекционный механизм-гироагрегат»
- 9.3.3. Следящая система «гироагрегат-указатель»
- 9.3.4. Комплектация, основные технические данныеи летная эксплуатация гироиндукионного компаса гик-1
- 9.4. Курсовая система кс-6 и ее летная эксплуатация.
- 9.4.1. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.4.2. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.4.3. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.4.4. Основные технические данные и летнаяэксплуатация курсовой системы кс-6
- 9.5. Курсовая система ткс-п и ее летная эксплуатация.
- 9.5.1. Повышение точности работы системы ткс-п в режиме гпк
- 9.5.2. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.5.3. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.5.4. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.5.5. Основные технические данные и летнаяэксплуатация ткс-п
- 9.5.6 Подготовка к работе
- 9.6 Точная курсовая системы ткс-п2и её компоненты
- 9.6.1 Назначение
- 9.6.2 Комплект и размещение
- 9.6.3 Принцип действия
- 9.7 Устройство агрегатов системы ткс-п2
- 9.7.1 Индукционный датчик ид-3
- 9.7.2 Коррекционный механизм км-5
- 9.7.3 Гироагрегат га-3
- 9.7.4 Блок гиромагнитного курса бгмк-2
- 9.7.5 Указатель штурмана уш-3
- 9.7.6 Блок дистанционной коррекции бдк-1
- 9.7.7 Пульт управления пу-11
- 9.8 Функциональная схема ткс-п2
- 9.9 Эксплуатация ткс-п2
- 9.10 Предварительная подготовка экипажа к полету с ткс-п2
- 9.11 Работа экипажа с ткс-п2 после запуска двигателей
- 9.11.1 Перед выруливанием:
- 9.11.2 Перед взлётом
- 9.12 Начальная выставка курсовой системы ткс-п2
- 9.12.1 Начальная выставка гироагрегатов в режиме астрокоррекции
- 9.12.2 Начальная выставка гироагрегата в режиме магнитной коррекции
- 9.13 Выход на курс следования при использрвании системы ткс-п2
- 9.14 Контроль за ортодромическим курсом, выдерживаемым системой ткс-п2 в режиме гпк
- 9.15 Выполнение коррекции гироагрегатов системы ткс-п2, работающих в режиме гпк
- 9.16 Использование курсовой системы ткс-п2 при заходе на посадку
- 9.17 Использование курсовой системы в комплексе навигационно-пилотажного оборудования самолета
- 9.18 Отказы системы ткс-п2
- 9.18.1 Отказ основного гироагрегата
- 9.18.2 Отказ контрольного гироагрегата
- 9.18.3 Отказ индукционного датчика ид-3
- 9.18.4 Отказ контрольного указателя куш-1
- 9.19 Действия при отказах компонентов системы ткс-п2
- 9.20. Курсовая система гмк-1г и ее летная эксплуатация
- 9.20.1. Режим пуска
- 9.20.2. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.20.3. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.20.4. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.20.5. Система контроляи летная эксплуатация гмк-1г
- 9.20.6 Основные технические данныеГмк-1г
- Инерциальные системы навигации
- 10.1.Принцип работы инерциальных систем
- 10.2. Типы инерциальных систем
- 10.3 Инерциальная курсовертикаль икв-72
- 10.4 Инициальная система и-11
- 10.5 Инерциальная системаltn-101 фирмы "Litton"
- 10.5.1 Описание и работа
- 10.5.2 Управление системойLtn-101
- 10.5.3 МоноблокGniru
- 10.5.4 Пульт выбора режимовMsu
- 10.6 Режимы работы системыLtn-101
- 10.6.1 Выставка
- 10.6.2 Повторная быстрая выставка
- 10.6.3 Режим Навигация (nav)
- 10.6.4 Режим "Курсовертикаль" ("атт")
- 10.6.5 Режим "выключено" ("off")
- 10.6Контроль работоспособности
- 10.7 Электропитание системы ltn-101
- 10.8 Отыскание к устранение неисправностей