logo search
Теория (часть 2) / PNO_PRO_V3

9.20.2. Режим гирополукомпаса (гпк)

Режим гирополукомпаса — основной режим работы сис­темы. Он задается установкой переключателя режимов работы в положение ГПК. Когда переключатель «Осн.-Зап» находится в положении «Основной», основной гироагрегат работает в режиме ГПК, а запасной — в режиме магнитной коррекции. Основные пот­ребители курса подключаются к основному гироагрегату, вспомо­гательные— к запасному. Если переключатель режимов работы оставить в положении «ГПК», а переключатель «Осн.-Зап.» пере­ключить в положение «Запасной», то запасной гироагрегат будет работать в режиме ГПК, а основной — в режиме МК. Потребители основные в этом случае подключены к запасному гироагрегату, а второстепенные — к основному.

Рис. 9.70. Функциональная схема курсовой системы ГМК-1Г в режиме гирополукомпаса по линии основного и запасного гироагрегатов при установке переключателя «Осн.-Зап.» в положение «Основной»:

ИД-З—индукционный датчик; КМ-8—коррекционный механизм; ПУ—пульт управления; ВК — выключатель коррекции; ГМК — гиромагнитный курс; ОК—ортодромический курс; НПП—навигационно-пилотажный прибор; ∆M — магнитное склонение; ∆М усл—условное магнитное склонение; ГА-6— гироагрегат; МК—магнитный курс.

Рассмотрим работу курсовой системы ГМК-1Г в режиме гирополукомласа по линии основного и запасного гироагрегатов (рис. 9.70 и 9.71). Как видно из рис. 9.70 и 9.71, основной гироагрегат работает в режиме гирополукомпаса.

Удержание собственной оси вращения гироскопов гироагрега­тов в горизонтальной плоскости производится с помощью горизон­тальной коррекции, которая аналогична горизонтальной коррек­ции курсовой системы КС-6 и поэтому на рис. 9.71 не показана.

Азимутальная коррекция — моментная. Она состоит из коррекционного двигателя M1, на который поступает сигнал с широтного потенциометра П] и потенциометра небаланса П2 пульта управ­ления. В системе азимутальной коррекции имеется схема термо­стабилизации (сопротивления R1 и R2), обеспечивающая компенсацию температурных ошибок системы. Моменты трения по внут­ренней оси карданова подвеса гироскопа и, следовательно, собст­венные уходы гироскопа в азимуте в ГА-6 уменьшаются благодаря использованию вращающихся подшипников такого же типа, как и в системе ТКС-П.

Рис. 9.71. Принципиальная электромеханическая схема курсовой системы ГМК-1Г в режиме гирополукомпаса по линии основного и запасного гироагрегатов при установке переключателя «Осн.-Зап.» в положение «Основной»

Применение вращающихся подшипников позволило при кинети­ческом моменте гироскопа в гироагрегате ГА-6, существенно мень­шем, чем в курсовой системе ТКС-П, получить сравнительно не­большую скорость собственного ухода гироскопа в азимуте — 2,5 град/ч, при массе гироагрегата 3,5 кг (масса же ГА-3 системы ТКС-П составляет 12,5 кг).

В ГА-6 отсутствует дополнительная следящая рама для уни­чтожения кардановой ошибки, поэтому она в системе ГМК-1Г имеет место.

Выключатель коррекции в системе отключает горизонтальную коррекцию и компасы-корректоры: индукционный датчик и астро­компас на виражах.

Ортодромический курс с сельсина СД1 основного гироагрегата поступает в навигационно-пилотажный прибор и индицируется на нем по подвижной внутренней шкале и неподвижному индексу.

Задатчиком курса ЗК с пульта управления можно установить любой курс на НПП, для этого тумблер ЗК нажимается вправо или влево, и двигатель М2 основного гироагрегата подключается к переменному напряжению и разворачивает статор сельсина СД1. Контроль устанавливаемого курса производится по шкале НПП. В то время, когда основной гироагрегат работает в режиме гирополукомпаса, запасной работает в режиме магнитной коррек­ции, и от него получает гиромагнитный курс вспомогательные пот­ребители.

В этом случае действуют следящие системы ИД-3—КМ-8, КМ-8 — ГА-6 (запасной), ГА-6 — потребители вспомогательные.

Особенность следящей системы «коррекционный механизм — гироагрегат» в ГМК-1Г состоит в том, что согласование гироагрегатов осуществляется с двумя скоростями: большая скорость по­лучается за счет следящей системы, состоящей из сельсина-датчи­ка СПЬ коррекционного механизма, усилителя У1 автомата согла­сования и двигателя М3 гироагрегата. При рассогласовании боль­ше 2° двигатель М3 разворачивает статор сельсина СД1 гироагре­гата, осуществляя согласование положений сельсина СП1 и сель­сина СД1. Если рассогласование будет меньше чем 2°, то напряже­ние, снимаемое со специального трансформатора Tp1 усилителя У1 будет таким, что реле Р1 включенное во вторичную обмотку этого трансформатора через диод Д1 сработает и своими контак­тами переключит выход усилителя У1 на коррекционный двигатель М4, расположенный на внутренней оси карданова подвеса гироско­па. В результате образуется следящая система с использованием прецессионного движения гироскопа. Скорость работы такой сле­дящей системы будет 1,5 + 7 град/мин.

Вспомогательные потребители получают гиромагнитный курс от сельсина СД1 запасного гироагрегата.