logo search
Теория (часть 2) / PNO_PRO_V3

9.10 Предварительная подготовка экипажа к полету с ткс-п2

При предварительной подготовке экипажа к полету должно быть обращено внимание на особенности использования курсовой системы в полете. Выбор маршрута производят исходя из полетного задания, конкретной навигационной обстановки и возможностей навигационно пилотажного комплекса самолета. При разработке маршрута полета выбирается система отсчета курса на этапах маршрута. Выбор системы отсчета курса в основном зависит от принятой системы координат счисления места самолета на этапе. Возможны следующие варианты:

1. Счисление пути ведут в главной ортодромической системе координат. Намечается главная ортодромия, общая для астрокомпаса и для гироагрегата курсовой системы, работающего в режиме ГПК. Главная ортодромия может совпадать с начальным меридианом (меридианом аэродрома вылета) или выбирается произвольно. Для протяженных маршрутов не исключена возможность выбора нескольких главных ортодромий, однако это увеличивает подготовку экипажа к полету и приводит к трудностям в выставке гироагрегатов курсовой системы при переходе от счисления ортодромического курса от текущей главной ортодромии к счислению ортодромического курса от последующей главной ортодромии.

2. Счисление пути ведут в этапно-ортодромической системе координат. Нулем отсчета курса для каждого этапа маршрута является меридиан, проходящий через начальный пункт этапа.

3. Счисление пути ведут в географической системе координат с отсчетом курса от начального меридиана. В зависимости от структуры навигационно-пилотажного комплекса самолета возможны икомбинации перечисленных выше способов.При изучении особенностей использования курсовой системы на различных этапах маршрута обращается внимание на:

— возможность использования индукционного датчика для магнитной коррекции гироагрегатов;

— изменение магнитного склонения;

— наличие районов магнитных аномалий на участках полета на малой высоте в районах основного и запасных аэродромов посадки;

— ожидаемые точности показаний курсовыхприборов, получающих магнитный (гиромагнитный) курс.

При подготовке к дальним полетам, особенно когда маршрут полета будет проходить в высоких широтах, для режима МК необходимо оценить также возможное изменение полукруговой девиации при изменении магнитной широты в точках маршрута, намеченных для контроля ортодромического курса. На полетные карты наносят следующие элементы: — заданные путевые углы участков маршрута (в зависимости от особенностей работы навигационно-пилотажного комплекса, ортодромические, истинные или магнитные);

— указывают значения магнитных путевых углов ортодромии в намеченных точках коррекции гироагрегатов курсовой системы;

— поднимают значения географических широт и долгот;

— поднимают значения магнитных склонений на маршруте и в районе аэродромов посадки;

— может быть выполнена разбивка дальностей до характерных радиолокационных ориентиров

на их траверсах, с нанесением поправок в курс для полета на очередной ППМ (рис. 9.58);

Рис 9.58. Определение поправки курса для полёта на очередной ППМ.

— другие, необходимые для использования курсовой системы данные, предусмотренные планом полета экипажа. При изучении прогноза погоды обращается внимание на возможность использования астрономического компаса для коррекции курсовой системы (по условиям оптической видимости светил).

При проверке курсовой системы в комплексе с другим навигационно-пилотажным оборудованием самолета оценивается работоспособность курсовой системы, точность выдачи курса в различных режимах работы, проверяют сроки списывания девиации и радиодевиации, наличие поправочных графиков.

В навигационном плане полета экипажа:

— отмечают особенности использования курсовой системы на каждом этапе полета;

— определяют при отсутствии автоматического ввода широты места в ТКС интервалы ввода широты места на пульте управления ТКС для компенсации вертикальной составляющей угловой скорости вращения Земли. Так как собственный уход гироскопов ТКС составляет в среднем 0,5°/час, то очевидно изменением скорости ухода в 0,1°/час можно пренебречь и из этого условия определить требуемую точность установки широты места на пульте управления. Расчеты показывают, что в экваториальных и средних широтах точность установки широты места должна быть в пределах ±30', а в высоких широтах (начиная с ф = 70°) порядка ±1°~2°;

— определяют рубеж встречи с сумерками и темнотой;

— намечают навигационные светила, используемые для астрокоррекции курсовой системы по этапам полета;

— отмечают точность определения курса при помощи различных астрономических средств (автоматические астрокомпасы, астрокомпасы с поляризационными визирными системами и т. д.);

— определяют порядок использования курсовых приборов при различных отказах курсовой системы. Прокладку и расчет конкретного маршрута полета выполняют в порядке, определяемом существующими наставлениями и руководствами по летной эксплуатации.