9.3.1. Следящая система «индукционный датчик-коррекционный механизм».
В этой следящей системе индукционный датчик служит для определения магнитного курса. Рассмотрим его работу.
Пусть два пермаллоевых стержня (рис. 9.5) параллельны друг другу, имеют свою первичную обмотку, питающуюся переменным напряжением U1. Обмотки намотаны таким образом, что магнитные потоки F1 иF2b первом и во втором стержнях в каждый момент равны по величине и противоположны по направлению. Следовательно, в каждый момент времени суммарный магнитный поток от двух первичных обмоток равен нулю, и он не может индуцировать ЭДС во вторичной обмотке, охватывающей оба стержня.
Рассмотрим процессы, происходящие в магнитном зонде (так называют систему, изображенную на рис. 9.5), если учесть, что он находится в магнитном поле Земли, причем оба сердечника лежат в горизонтальной плоскости.
Рис. 9.5. Магнитный зонд
На графике (рис. 9. 6, а) показано изменение во времени напряжения U1, которым питаются первичные обмотки магнитного зонда.
Если напряжение U1 достаточно велико, то магнитная индукция В в пермаллоевых стержнях при прохождении тока в первичных обмотках в некоторый момент перестанет возрастать, т. е. имеет место насыщение (рис. 9. 6, б).
Рис. 9.6. К пояснению работы индукционного магнитного датчика
Соответственно повышению индукции падает магнитная проницаемость μ (рис. 9.6, в). Когда индукция достигнет экстремума, магнитная проницаемость будет равна нулю, и наоборот, когда ток в первичной обмотке будет равен нулю, магнитная проницаемость достигнет максимума.
Горизонтальная составляющая Н магнитного поля Земли сможет проникать в пермаллоевые сердечники только в моменты, когда магнитная проницаемость μ больше нуля. Следовательно, напряженность магнитного
поля Земли меняется во времени, так как показано на рис. 9.6, г. Как видно из рис. 9.6, г, магнитное поле Земли из постоянного поля превратилось в пульсирующее определенного направления.
Поскольку магнитное поле Земли изменяется в стержнях от нуля до какого-то максимального значения, можно представить скорость изменения магнитного потока Земли во времени (рис. 9. 6, д).
Следовательно, переменный (пульсирующий) магнитный поток создаст во вторичной обмотке переменный ток, напряжение которого
(9.9)
где U2 — напряжение, В; W— количество витков во вторичной обмотке; Н1 — проекция горизонтальной составляющей магнитного поля Земли на ось симметрии магнитного зонда.
Нетрудно заметить, что частота напряжения U2 в два раза больше, чем частота напряжения U1 (рис. 9. 6, е).
Величина выходного напряжения U2 зависит от направления горизонтальной составляющей магнитного поля Земли относительно магнитного зонда. Очевидно, напряжение U2 будет максимальным, если направление горизонтальной составляющей Н совпадает с осью симметрии магнитного зонда, т. е.
(9.10)
где φм — угол между Н и осью симметрии зонда.
Рис. 9.7. Электрическая схема получения магнитного курса с помощью индукционного датчика
Казалось бы, что из уравнения (9. 10) можно определить магнитный курс φм, но, к сожалению, величина горизонтальной составляющей магнитного поля Земли зависит от географической широты места, и напряжение U2 оказывается функцией двух переменных: широты места и направления магнитного поля Земли.
Поэтому в курсовых системах, в частности, в ГИК-1, применяют компенсационный способ измерения, не зависящий от величины напряженности магнитного поля Земли и определяющий только его направление.
На рис. 9. 7 представлена электрическая схема такого измерителя.
Вместо одного магнитного зонда в схеме используются три> расположенные в пространстве относительно друг друга под углом 120°. Вторичные обмотки включены по схеме треугольника, вершины которого соединяются с тремя статорными обмотками сельсина-приемника М2. Сельсин-приемник расположен в специальном блоке, называемом коррекционным механизмом (КМ). Первичные обмотки магнитного зонда питаются током с напряжением 1,7 В и частотой 400 Гц.
Магнитное поле Земли будет наводить в зондах датчика не одинаковые ЭДС, а в соответствии с их пространственной ориентацией. Поэтому потенциалы на статорных обмотках сельсина зависят от направления горизонтальной составляющей магнитного поля Земли. Результирующее магнитное поле, создаваемое статорными обмотками сельсина, будет соответствовать направлению горизонтальной составляющей магнитного поля Земли.
С роторной обмотки сельсина М2 сигнал поступает на усилитель, а с него — на двигатель М1 поворачивающий роторную обмотку в положение, при котором напряжение на ней равно нулю.
Таким образом, рассмотренная схема следящей системы ИД-КМ преобразует сигнал, поступающий с индукционного датчика ИД, в угол поворота ротора двигателя, пропорциональный магнитному курсу.
Рис. 9.8. Конструкция индукционного датчика ИД:
1 – винт; 2 – крышка; 3 – девиационный прибор; 4 – прокладка; 5 – поплавок; 6 – основание; 7 – наружное кольцо; 8 – корпус; 9 – катушка первичной обмотки; 10 – чашка; 11 – платформа; 12 – груз; 13 – сердечник; 14 – катушка сигнальной (вторичной) обмотки; 15 – карданов подвес; 16 – штепсельный разъем.
В индукционном датчике (рис. 9. 8) магнитные зонды с жестко связанным с ними поплавком 5 помещаются в кардановом подвесе 15 корпуса прибора 8, заполненного жидкостью (лигроин и масло МВП). Жидкость, поплавок и карданов подвес обеспечивают примерную горизонтальность магнитных зондов при кренах самолета, уменьшая ошибки от вертикальной составляющей магнитного поля Земли.
Для компенсации полукруговой девиации служит девиационный прибор 3, расположенный на крышке 2 датчика.
Следует отметить, что индукционный датчик — более совершенный магнитный измеритель, чем КИ-13, поскольку он обладает большей чувствительностью, в нем отсутствуют ошибки от увлечения и застоя, а вместе с коррекционным механизмом имеется возможность устранения четвертной магнитной девиации.
Коррекционный механизм преобразует электрический сигнал индукционного датчика в угол поворота вала двигателя, связывает индукционный датчик с курсовым гироскопом, устраняет четвертную девиацию с одновременной компенсацией погрешностей индукционного датчика и следящей системы ИД-КМ.
Компенсация четвертной девиации и инструментальных погрешностей осуществляется в коррекционном механизме специальным электромеханическим коррекционным устройством лекального типа, называемым лекальным корректором (рис. 9.9). Рассмотрим его работу.
Рис. 9. 9. Кинематическая схема лекального корректора и внешний вид коррекционного механизма:
1—регулировочный винт; 2—профильная лента; 3—скоба; 4—ролик; 5—вилка; 6—рычаг; 7—пружина; 8—лента; 9—щеткодержатель; 10—потенциометр; 11—ось; 12—муфта; 13—коллектор; 14—стрелка; 15—шкала
Двигатель M1, приводящий ротор сельсина-приемника М2 в согласованное положение, должен перемещать и щетки 9 потенциометра 10. Ротор двигателя соединен со щетками потенциометра не жестко, а через специальный лекальный механизм, который состоит из гибкой металлической ленты 2 и ролика 4, находящегося в контакте с лентой. Ролик 4 укреплен на рычаге 6, жестко связанном с валом двигателя Mi. Таким образом, при перемещении ролика (что показано стрелкой на рис. 9. 9) с помощью гибкой ленты 8 и пружины 7 поворачиваются щетки 9 потенциометра 10 на некоторый угол. Таким образом, поворот щеток потенциометра складывается из суммы двух движений: от двигателя M1 (основное движение) и дополнительно — за счет перемещения ролика. Ролик 4 с рычагом 6 совершает движение вместе с осью 11. Ввиду того, что гибкая лента 2 может иметь сложный профиль, который создается поджатием двадцати четырех регулировочных винтов 1, угол поворота щеток потенциометра в определенных положениях корректируется.
Рис. 9.10. К пояснению работы лекального механизма
Например, пусть α — угол поворота оси 11, пропорциональный повороту вала двигателя, β — угол поворота щеток потенциометра, а прямая 1 — желаемая зависимость β = f( α) (рис. 9.10). Тогда, если β меняется от изменения α в соответствии с кривой 2, а винты лекального механизма при этом не поджимают гибкую ленту, то поджатием винтов и изменением профиля ленты можно добиться изменения β от а в соответствии с кривой 3. Как видно из рисунка, ошибка ∆β при этом существенно уменьшается и становится равной ∆β`:
(9.11)
Следует отметить, что стрелка 14 (см. рис. 9. 9) коррекционного механизма связана с осью 11 и, следовательно, показывает неисправленный курс β = f( α), т. е. компасный курс индукционного датчика.
- Содержание
- Приборное оборудование
- 1.1 Методы
- 1.2. Механические барометрические высотомеры
- 1.3. Электромеханический барометрическийвысотомер
- 1.4. Электромеханические барометрические датчики высоты и корректоры высоты
- 1.5. Методы измерения скорости полета
- 1.6. Теория аэродинамического метода измерения скорости полёта.
- При диабетическом процессе имеет место следующее соотношение
- 1.7. Приборы для измерения скорости полетаи числа м
- Указатель истинной воздушной скорости (ивс)
- Тогда(1,14)
- 1.8. Методы измерения вертикальной скорости
- 1.9. Приборы для измерения вертикальной скорости
- 1.10. Приемники и магистрали воздушных давлений на самолете
- 1.12.Виды технического обслуживания высотомеров и указателей скорости, применяемая аппаратура
- 1.13.Методика технического обслуживания
- 1.14.Летная эксплуатация высотомеров
- 1.15.Летная эксплуатация указателей скорости
- 1.16.Летная эксплуатация вариометров
- 1.17.Возможные отказы систем статического и полного давлений
- Комплексные измерители высотно-скоростных параметров
- 2.1.Общие сведения о системах воздушных сигналов
- 2.2.Системы свс-пн с бесконтактным вычислителем
- 2.3.Системы свс с вычислительными устройствами, совмещенными с указателями
- 2.4.Погрешности и особенности технического обслуживания аналоговых свс
- 2.5.Системы свс с цифровым вычислителем
- 2.7.Информационные комплексы высотно-скоростных параметров
- 2.8Система воздушных сигналовСвс-пн-15-4
- 3.1Основы прикладной теории гироскопа
- 3.2. Требования, предъявляемые к конструкции гироскопических приборов
- Измерение углов крена и тангажа, измерение скольжения
- 4.1 Построение вертикали с помощью физического маятника на самолете
- 4.2 Авиагоризонты
- 4.3. Погрешности гировертикалей
- 4.4. Авиагоризонт аги-1с
- 4.5. Авиагоризонт агд-1
- 4.6. Авиагоризонт агб-3 (агб-Зк)
- 4.7 Авиагоризонт агк-47б
- 4.8. Авиагоризонт агр-144
- 4.9АвиагоризонтАгр-72а
- 1.10Авиагоризонт агб-96-15р
- 4.11Сравнительные характеристики авиагоризонтов.
- 4.12. Указатель скольжения
- 4.13 Эксплуатация авиагоризонтов
- Приборы для измерения угловых скоростей и ускорений самолета
- 5.1. Указатель поворота эуп-53
- 5.2. Датчик угловой скорости (дус)
- 5.3 Выключатель коррекции вк-53рб
- 5.4 Выключатель коррекции вк-90
- 5.5. Измерители углового ускорения и интегрирующие гироскопы
- Силовая гироскопическая стабилизация
- 6.1. Принцип силовой гироскопической стабилизации
- 6.2. Центральная гироскопическая вертикаль цгв-4
- 6.3 Малогабаритная гировертикаль (мгв).
- 6.4 Блок контроля крена бкк-18 и сигнализаторы нарушения питания снп-1.
- 6.5. Курсовертикаль
- 6.6. Методы повышения надежности приборов
- Магнитные компасы
- 7.1. Магнитные компасы
- 7.2. Погрешности магнитного компаса
- 7.3. Магнитный компас ки-13 и его летная эксплуатация
- Гирополукомпасы
- 8.1. Гирополукомпас типа гпк-48 и его летнаяэксплуатация
- 8.2. Гирополукомпасы типа гпк-52 и гпк-52ап
- 8.3. Ошибки гирополукомпаса гпк-52ап
- 8.4. Летная эксплуатация и основные техническиеданные гпк-52
- Курсовые системы
- 9.1. Общие принципы построения курсовых систем
- 9.2. Способы комплексирования измерителей курсав курсовых системах
- 9.3. Гироиндукционный компас типа гик-1.
- 9.3.1. Следящая система «индукционный датчик-коррекционный механизм».
- 9.3.2. Следящая система «коррекционный механизм-гироагрегат»
- 9.3.3. Следящая система «гироагрегат-указатель»
- 9.3.4. Комплектация, основные технические данныеи летная эксплуатация гироиндукионного компаса гик-1
- 9.4. Курсовая система кс-6 и ее летная эксплуатация.
- 9.4.1. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.4.2. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.4.3. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.4.4. Основные технические данные и летнаяэксплуатация курсовой системы кс-6
- 9.5. Курсовая система ткс-п и ее летная эксплуатация.
- 9.5.1. Повышение точности работы системы ткс-п в режиме гпк
- 9.5.2. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.5.3. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.5.4. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.5.5. Основные технические данные и летнаяэксплуатация ткс-п
- 9.5.6 Подготовка к работе
- 9.6 Точная курсовая системы ткс-п2и её компоненты
- 9.6.1 Назначение
- 9.6.2 Комплект и размещение
- 9.6.3 Принцип действия
- 9.7 Устройство агрегатов системы ткс-п2
- 9.7.1 Индукционный датчик ид-3
- 9.7.2 Коррекционный механизм км-5
- 9.7.3 Гироагрегат га-3
- 9.7.4 Блок гиромагнитного курса бгмк-2
- 9.7.5 Указатель штурмана уш-3
- 9.7.6 Блок дистанционной коррекции бдк-1
- 9.7.7 Пульт управления пу-11
- 9.8 Функциональная схема ткс-п2
- 9.9 Эксплуатация ткс-п2
- 9.10 Предварительная подготовка экипажа к полету с ткс-п2
- 9.11 Работа экипажа с ткс-п2 после запуска двигателей
- 9.11.1 Перед выруливанием:
- 9.11.2 Перед взлётом
- 9.12 Начальная выставка курсовой системы ткс-п2
- 9.12.1 Начальная выставка гироагрегатов в режиме астрокоррекции
- 9.12.2 Начальная выставка гироагрегата в режиме магнитной коррекции
- 9.13 Выход на курс следования при использрвании системы ткс-п2
- 9.14 Контроль за ортодромическим курсом, выдерживаемым системой ткс-п2 в режиме гпк
- 9.15 Выполнение коррекции гироагрегатов системы ткс-п2, работающих в режиме гпк
- 9.16 Использование курсовой системы ткс-п2 при заходе на посадку
- 9.17 Использование курсовой системы в комплексе навигационно-пилотажного оборудования самолета
- 9.18 Отказы системы ткс-п2
- 9.18.1 Отказ основного гироагрегата
- 9.18.2 Отказ контрольного гироагрегата
- 9.18.3 Отказ индукционного датчика ид-3
- 9.18.4 Отказ контрольного указателя куш-1
- 9.19 Действия при отказах компонентов системы ткс-п2
- 9.20. Курсовая система гмк-1г и ее летная эксплуатация
- 9.20.1. Режим пуска
- 9.20.2. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.20.3. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.20.4. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.20.5. Система контроляи летная эксплуатация гмк-1г
- 9.20.6 Основные технические данныеГмк-1г
- Инерциальные системы навигации
- 10.1.Принцип работы инерциальных систем
- 10.2. Типы инерциальных систем
- 10.3 Инерциальная курсовертикаль икв-72
- 10.4 Инициальная система и-11
- 10.5 Инерциальная системаltn-101 фирмы "Litton"
- 10.5.1 Описание и работа
- 10.5.2 Управление системойLtn-101
- 10.5.3 МоноблокGniru
- 10.5.4 Пульт выбора режимовMsu
- 10.6 Режимы работы системыLtn-101
- 10.6.1 Выставка
- 10.6.2 Повторная быстрая выставка
- 10.6.3 Режим Навигация (nav)
- 10.6.4 Режим "Курсовертикаль" ("атт")
- 10.6.5 Режим "выключено" ("off")
- 10.6Контроль работоспособности
- 10.7 Электропитание системы ltn-101
- 10.8 Отыскание к устранение неисправностей