2.3.Системы свс с вычислительными устройствами, совмещенными с указателями
В системах СВС с вычислительными устройствами, совмещенными с указателями, решаются те же зависимости, что и в системах типа СВС—ПН.
В основу вычислительных устройств здесь положены мостовые схемы. Для определения числа М используется потенциометрическая схема деления, для нахождения температуры Т наружного воздуха и скорости V — реостатные мостовые схемы умножения, для вычисления высоты Нотн — потенциометрическая схема вычитания. Во всех этих схемах на вход усилителя следящей системы поступает сигнал рассогласования с задающих и отрабатывающих потенциометров, который после усиления приводит во вращение ротор двигателя. Двигатель через редуктор перемещает щетки потенциометра отработки и выходных потенциометров (подвижные элементы синусно-косинусных трансформаторов), а также стрелку визуального отсчета. Двигатель реверсируется за счет изменения фазы сигнала рассогласования.
Блок датчиков давлений БД. Он состоит из датчиков статического р и динамического давлений рдин, элементов встроенного контроля и трансформаторов, обеспечивающих электрическое питание. Относительные сопротивления, пропорциональные выходным параметрам р, Н, рдин, VИ, выдаются функциональными потенциометрами блока, щетки которых соединены с двигателями следящих систем.
По кинематической схеме и принципу действия датчик статического давления р аналогичен корректору КЗВ в режиме «обнуления» Датчик динамического давления рдин отличается от датчика статического давления р лишь УЧЭ (манометрическая коробка) и выходными фукциональными потенциометрами.
Указатель Нотн (рис. 2.11). Данный указатель построен по типовой потенциометрической мостовой схеме вычитания, решающей зависимость Нотн = Н - Нзад. Входными величинами являются: высота Н в виде перемещения y (Н) щетки потенциометра В2 (входит в состав блока БД); высота Нзад в виде перемещения х щетки потенциометра В1 в результате поворота ручки ввода Нзад. Значение Нзад отражается на счетчике Сч. Автоматическое действие моста достигается за счет следящей системы, состоящей из усилителя У, двигателя М и редуктора Р`. При изменении переменной у или х равновесие моста нарушается и на вход усилителя поступает сигнал рассогласования. Двигатель М, перемещая щетку потенциометра В3, восстанавливает равновесие моста. Условием равновесия моста является равенство
При U1 = U2 последнее равенство принимает вид RНотн = Rн - RНзад.
Рис. 2.11. Принципиальная схема указателя Нотн
Двигатель М поворачивает также щетки выходных потенциометров В4, подвижные элементы синусно-косинусных трансформаторов В5 и стрелку указателя Нотн (на схеме выходные преобразователи В4 и В5 показаны по одному).
Комбинированный указатель числа М и скорости V (УМС) (рис. 14.12).
Рис. 2.12. Принципиальная схема комбинированного указателя числа М и скорости V
Он состоит из двух самостоятельных каналов решения:
числа М (∆М) и скорости V. В указатель входят: усилители У1 (канал числа М), У2 (канал скорости V); двигатели М1, M2; функциональный потенциометр ВЗ отработки числа М; выходные потенциометры В4 канала числа М (на схеме изображен один); функциональный реостат В5, выдающий сигнал пропорционально функции f(M)v функциональный реостат В6, реализующий функцию ; выходной потенциометр В7, выдающий отклонение ДМ; синусно-косинусные трансформаторы В10, В11; реостат В8 отработки канала скорости V; выходные потенциометры В9; резисторы R1, R2, R3 канала скорости V; редукторы Р`1, Р'2.
Число М вычисляется потенциометрическим мостом деления. Входные величины — давления р и рдин поступают в виде относительных сопротивлений потенциометров В2 и B1блока БД.
Условием равновесия моста является равенство Uz = Uy. Напряжения
где RВ1 и RВ2 — полные сопротивления потенциометров В1 и В2; Ry и Rz — сопротивления, пропорциональные перемещениям у и z, Ux — напряжение питания потенциометра В2, являющееся выходным напряжением потенциометра ВЗ; пропорциональным числу M.
Если пренебречь шунтирующим влиянием сопротивления RВ2 и приравнять Uz и Uy, то можно получить , где , , — относительные сопротивления.
На одной оси со щеткой потенциометра ВЗ находятся также щетки выходных потенциометров и реостатов В4…В7, подвижной элемент синусно-косинусного трансформатора BJO и стрелка визуального отсчета числа М.
Истинная воздушная скорость V вычисляется с помощью реостатной мостовой схемы по формуле (2.3). Входные параметры: f (M)v, определяемая по формуле (2.4), вводится в виде выходного сопротивления реостата В5; вводится цепочкой из резистора RT, приемника температуры ТТ и резисторов R1, R2.
Для равновесного положения моста (реостаты B5, B8, резистор R3, сопротивление Rаб между точками а и б, справедливо равенство
где RХ1 — сопротивление реостата В8; RZ2 — сопротивление реостата В5.
Поскольку R3 = const = К, то RХ1 = Ry1 *Rz1 / K . Последнее выражение соответствует расчетной формуле (14.3), так как сопротивление Ry1 пропорционально , а сопротивление.
На одной оси с щеткой реостата В8 отработки скорости V находятся также щетки выходных потенциометров В9 (на схеме показан один), подвижный элемент синусно-косинусного трансформатора ВЦ и стрелка визуального отсчета скорости V. Для проведения встроенного контроля вместо сопротивления RT можно подключать эталонное сопротивление (на схеме не показано).
Указатель температуры Т наружного воздуха. Реостатная мостовая схема указателя температуры Т (рис. 2.13) аналогична схеме канала скорости V комбинированного УМС. Здесь реализуется формула (2.2) в виде
Величина вводится так же, как и в предыдущей схеме, а поступает в виде сопротивления функционального реостата B2, выходного элемента канала числа М комбинированного указателя УМС. На рис. 2.12 этот реостат обозначен как В6.
Рис. 2.13. Принципиальная схема указателя температуры Т наружного воздуха
- Содержание
- Приборное оборудование
- 1.1 Методы
- 1.2. Механические барометрические высотомеры
- 1.3. Электромеханический барометрическийвысотомер
- 1.4. Электромеханические барометрические датчики высоты и корректоры высоты
- 1.5. Методы измерения скорости полета
- 1.6. Теория аэродинамического метода измерения скорости полёта.
- При диабетическом процессе имеет место следующее соотношение
- 1.7. Приборы для измерения скорости полетаи числа м
- Указатель истинной воздушной скорости (ивс)
- Тогда(1,14)
- 1.8. Методы измерения вертикальной скорости
- 1.9. Приборы для измерения вертикальной скорости
- 1.10. Приемники и магистрали воздушных давлений на самолете
- 1.12.Виды технического обслуживания высотомеров и указателей скорости, применяемая аппаратура
- 1.13.Методика технического обслуживания
- 1.14.Летная эксплуатация высотомеров
- 1.15.Летная эксплуатация указателей скорости
- 1.16.Летная эксплуатация вариометров
- 1.17.Возможные отказы систем статического и полного давлений
- Комплексные измерители высотно-скоростных параметров
- 2.1.Общие сведения о системах воздушных сигналов
- 2.2.Системы свс-пн с бесконтактным вычислителем
- 2.3.Системы свс с вычислительными устройствами, совмещенными с указателями
- 2.4.Погрешности и особенности технического обслуживания аналоговых свс
- 2.5.Системы свс с цифровым вычислителем
- 2.7.Информационные комплексы высотно-скоростных параметров
- 2.8Система воздушных сигналовСвс-пн-15-4
- 3.1Основы прикладной теории гироскопа
- 3.2. Требования, предъявляемые к конструкции гироскопических приборов
- Измерение углов крена и тангажа, измерение скольжения
- 4.1 Построение вертикали с помощью физического маятника на самолете
- 4.2 Авиагоризонты
- 4.3. Погрешности гировертикалей
- 4.4. Авиагоризонт аги-1с
- 4.5. Авиагоризонт агд-1
- 4.6. Авиагоризонт агб-3 (агб-Зк)
- 4.7 Авиагоризонт агк-47б
- 4.8. Авиагоризонт агр-144
- 4.9АвиагоризонтАгр-72а
- 1.10Авиагоризонт агб-96-15р
- 4.11Сравнительные характеристики авиагоризонтов.
- 4.12. Указатель скольжения
- 4.13 Эксплуатация авиагоризонтов
- Приборы для измерения угловых скоростей и ускорений самолета
- 5.1. Указатель поворота эуп-53
- 5.2. Датчик угловой скорости (дус)
- 5.3 Выключатель коррекции вк-53рб
- 5.4 Выключатель коррекции вк-90
- 5.5. Измерители углового ускорения и интегрирующие гироскопы
- Силовая гироскопическая стабилизация
- 6.1. Принцип силовой гироскопической стабилизации
- 6.2. Центральная гироскопическая вертикаль цгв-4
- 6.3 Малогабаритная гировертикаль (мгв).
- 6.4 Блок контроля крена бкк-18 и сигнализаторы нарушения питания снп-1.
- 6.5. Курсовертикаль
- 6.6. Методы повышения надежности приборов
- Магнитные компасы
- 7.1. Магнитные компасы
- 7.2. Погрешности магнитного компаса
- 7.3. Магнитный компас ки-13 и его летная эксплуатация
- Гирополукомпасы
- 8.1. Гирополукомпас типа гпк-48 и его летнаяэксплуатация
- 8.2. Гирополукомпасы типа гпк-52 и гпк-52ап
- 8.3. Ошибки гирополукомпаса гпк-52ап
- 8.4. Летная эксплуатация и основные техническиеданные гпк-52
- Курсовые системы
- 9.1. Общие принципы построения курсовых систем
- 9.2. Способы комплексирования измерителей курсав курсовых системах
- 9.3. Гироиндукционный компас типа гик-1.
- 9.3.1. Следящая система «индукционный датчик-коррекционный механизм».
- 9.3.2. Следящая система «коррекционный механизм-гироагрегат»
- 9.3.3. Следящая система «гироагрегат-указатель»
- 9.3.4. Комплектация, основные технические данныеи летная эксплуатация гироиндукионного компаса гик-1
- 9.4. Курсовая система кс-6 и ее летная эксплуатация.
- 9.4.1. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.4.2. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.4.3. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.4.4. Основные технические данные и летнаяэксплуатация курсовой системы кс-6
- 9.5. Курсовая система ткс-п и ее летная эксплуатация.
- 9.5.1. Повышение точности работы системы ткс-п в режиме гпк
- 9.5.2. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.5.3. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.5.4. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.5.5. Основные технические данные и летнаяэксплуатация ткс-п
- 9.5.6 Подготовка к работе
- 9.6 Точная курсовая системы ткс-п2и её компоненты
- 9.6.1 Назначение
- 9.6.2 Комплект и размещение
- 9.6.3 Принцип действия
- 9.7 Устройство агрегатов системы ткс-п2
- 9.7.1 Индукционный датчик ид-3
- 9.7.2 Коррекционный механизм км-5
- 9.7.3 Гироагрегат га-3
- 9.7.4 Блок гиромагнитного курса бгмк-2
- 9.7.5 Указатель штурмана уш-3
- 9.7.6 Блок дистанционной коррекции бдк-1
- 9.7.7 Пульт управления пу-11
- 9.8 Функциональная схема ткс-п2
- 9.9 Эксплуатация ткс-п2
- 9.10 Предварительная подготовка экипажа к полету с ткс-п2
- 9.11 Работа экипажа с ткс-п2 после запуска двигателей
- 9.11.1 Перед выруливанием:
- 9.11.2 Перед взлётом
- 9.12 Начальная выставка курсовой системы ткс-п2
- 9.12.1 Начальная выставка гироагрегатов в режиме астрокоррекции
- 9.12.2 Начальная выставка гироагрегата в режиме магнитной коррекции
- 9.13 Выход на курс следования при использрвании системы ткс-п2
- 9.14 Контроль за ортодромическим курсом, выдерживаемым системой ткс-п2 в режиме гпк
- 9.15 Выполнение коррекции гироагрегатов системы ткс-п2, работающих в режиме гпк
- 9.16 Использование курсовой системы ткс-п2 при заходе на посадку
- 9.17 Использование курсовой системы в комплексе навигационно-пилотажного оборудования самолета
- 9.18 Отказы системы ткс-п2
- 9.18.1 Отказ основного гироагрегата
- 9.18.2 Отказ контрольного гироагрегата
- 9.18.3 Отказ индукционного датчика ид-3
- 9.18.4 Отказ контрольного указателя куш-1
- 9.19 Действия при отказах компонентов системы ткс-п2
- 9.20. Курсовая система гмк-1г и ее летная эксплуатация
- 9.20.1. Режим пуска
- 9.20.2. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.20.3. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.20.4. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.20.5. Система контроляи летная эксплуатация гмк-1г
- 9.20.6 Основные технические данныеГмк-1г
- Инерциальные системы навигации
- 10.1.Принцип работы инерциальных систем
- 10.2. Типы инерциальных систем
- 10.3 Инерциальная курсовертикаль икв-72
- 10.4 Инициальная система и-11
- 10.5 Инерциальная системаltn-101 фирмы "Litton"
- 10.5.1 Описание и работа
- 10.5.2 Управление системойLtn-101
- 10.5.3 МоноблокGniru
- 10.5.4 Пульт выбора режимовMsu
- 10.6 Режимы работы системыLtn-101
- 10.6.1 Выставка
- 10.6.2 Повторная быстрая выставка
- 10.6.3 Режим Навигация (nav)
- 10.6.4 Режим "Курсовертикаль" ("атт")
- 10.6.5 Режим "выключено" ("off")
- 10.6Контроль работоспособности
- 10.7 Электропитание системы ltn-101
- 10.8 Отыскание к устранение неисправностей