2.2.Системы свс-пн с бесконтактным вычислителем
В системах СВС — ПН в бесконтактном аналоговом вычислителетеле решаются расчетные формулы относительно высоты Н, скорости VH, числа М соответственно. Для вычисления истинной воздушной скорости V используется формула, полученная следующим образом.
Как указывалось, температура торможения
(2.1)
Учитывая, что скорость звука ,выражение (2.1) можно переписать как
(2.2)
Поскольку то с учетом формулы (2.2) расчетная зависимость для скорости
(2.3)
Относительная барометрическая высота
Нотн = Н - Нз
где Нз - абсолютная барометрическая высота на уровне Земли, относительно которой отсчитывается Нотн.
Отклонения числа М, скорости VHt высоты Н от заданных значений Мзад, Vизад, Нзад находятся из выражений:
Элементы входящие в состав систем типа СВС — ПН, представлены на рис. 2.3. В состав систем СВС—ПН могут входить также вычислители аэродинамических поправок (ВАП), законы формирования которых зависят от типа самолета.
Вычислитель скорости, числа М и высоты ВС MB работает при подаче на его вход сигналов: давлений р и рп от приемников воздушных давлений; температуры торможения Тт в виде сопротивления RТ от приемника температуры заторможенного потока; высоты Нз заданного уровня Земли от указателя относительной барометрической высоты УВО. Ввод сопротивления, пропорционального высоте Нз как функции давления р3 на заданном уровне Земли, осуществляется функциональным потенциометром, воспроизводящим функцию Нз = f(p), при вращении ручки ввода давления р3 на лицевой части указателя УВО.
Рис. 2.3. Структурная схема системы типа СВС-ПН
Вычислитель питается через фильтр Ф переменным током (115 В, 400 Гц) и через блок питания БП постоянным током. Напряжения, пропорциональные параметрам Н, Нотн, V, преобразуются в соответствующие сопротивления блоками БПнП.
Сигналы в каналах Нотн, V, М усиливаются блоками питания с усилителями БЛУ, работающими в комплектах с указателями УВО, воздушной и путевой скорости УСВПк, числа М УМ. При соответствующей установке переключателя, на указателе УСВПк системы СВС — ПН дают возможность индикации путевой скорости Vn no данным доплеровского измерителя ДИСС.
Вычислитель ВСМВ. Он предназначен для решения и выдачи в виде напряжений сигналов, пропорциональных Н, Hотн, M и V. Вычислитель ВСМВ (рис. 2.4) состоит из индукционных датчиков статического и динамического давления ДДСИ и ДДДИ, функциональных преобразователей напряжения ПНФ, полупроводниковых усилителей У, трансформаторов Т. В вычислителе ВСМВ при решении приведенных выше зависимостей используется метод суммирования электрических сигналов. Этим объясняется логарифмирование параметров, входящих в расчетные зависимости.
Зависимости прогибов УЧЭ датчиков ДДСИ и ДДДИ от давлений меняются по логарифмическому закону. Характеристики индукционных преобразователей этих датчиков являются линейными. В связи с этим характеристики датчиков ДДСИ и ДДДИ по давлениям в целом меняются по логарифмическому закону. В целях упрощения изложения в тексте и на рис. 2.4 коэффициенты пропорциональности опущены.
Рис. 2.4. Функциональная схема вычислителя ВСМВ
Рис. 2.5. схема умножения с помощью трансформатора
Основные функциональные преобразования в соответствии с расчетными формулами осуществляются преобразователями ПНФ (ПНФ1 и ПНФ2 — АЛЯ ДДСИ, ПНФЗ — ддя ДДДИ). С помощью ПНФ4 получается сигнал в виде напряжения U9, пропорциональный числу М. ПНФ5 в канале скорости V позволяет получить сигнал в виде напряжения
(2.4)
Этот сигнал подается через усилитель У11 на первичную обмотку трансформатора ТЗ, реализующего формулу (2.3). Ввод величины обеспечивается за счет изменения входного сопротивления трансформатора ТЗ при изменении сопротивления Rт, подключенного к его вторичной обмотке L2 (рис. 2.5).
Сопротивление, приведенное к первичной обмотке L1 трансформатора с коэффициентом трансформации KT, R’T = RT/ K2T.
На выходе трансформатора ТЗ (без учета входного сопротивления усилителя У12 и сопротивлений обмоток трансформатора) напряжение
(2.5)
В приведенной схеме напряжение Uвх пропорционально функции f (M)v а отношение R’T / (R + R’T) пропорционально величине . Поэтому выражение (2.5) определяет скорость V. После суммирования с начальным напряжением U06 это напряжение (U13) через усилитель У12 и размножающий трансформатор Т4 поступает к потребителям (см. рис. 2.4).
Полупроводниковые усилители У1...У2 предназначены для усиления сигналов по мощности и напряжению. С трансформаторов начальных значений, не показанных на рис. 2.4, в каналы параметров Н, Нотн, V, числа М вводятся сигналы U01 — U06 начальных напряжений для компенсации ненулевых остаточных сигналов и фазовых искажений в каналах системы.
На входы усилителей У1, У4, У6 могут подаваться контрольные сигналы Uэт1 и Uэт2 встроенного контроля, соответствующие тестовым значениям р и рдин. К вторичной обмотке трансформатора ТЗ вместо сопротивления RТ подключается в этом случае сопротивление RТ.
Датчики ДДСИ и ДДДИ. Эти датчики имеют одинаковые принципиальные схемы и отличаются лишь УЧЭ: в ДДСИ применяется анероидная коробка, а в ДДДИ—манометрическая коробка. В датчике ДДСИ (рис. 2.6) имеются два индукционных преобразователя. Каждый индукционный преобразователь состоит из двух неподвижных первичных обмоток L1, L2 (L3, L4), включенных встречно, и подвижной вторичной обмотки L5 (L6), Вторичная обмотка перемещается жестким центром анероидной коробки Е. Обмотки L5, L6 включены последовательно. Перемещение жестких центров анероидных коробок встречное, что позволяет исключить погрешности от ускорений вдоль осей обмоток. Изменение статического давления р приводит к перемещению подвижных обмоток относительно неподвижных. В них наводятся ЭДС, которые суммируются. С выхода датчика снимается напряжение U1 = f (lgp).
Для уменьшения температурных погрешностей датчика используется термостатирование с помощью нагревательного элемента В, реле К5 и биметаллических термоэлементов S1 и S2. Поддерживаемая температура (45±5) °С. При увеличении температуры элемент S1 разрывает цепь питания реле К5. При отказе элемента S1 и температуре 60 °С срабатывает элемент S2.
Смещение нуля выходного сигнала устраняется мостиковым термокомпенсатором первого рода, состоящим из резисторов R9 — R12. Изменение наклона характеристики датчика компенсируется термокомпенсатором второго рода с помощью резисторов R7, R8.
Преобразователи ПНФ. Заданная функция Uвых = f (UBX) в преобразователях ПНФ воспроизводится методом кусочно-линейной аппроксимации. Преобразователи ПНФ состоят из отдельных ячеек, каждая из которых рассчитана на аппроксимацию функции одним отрезком. Так как все решаемые зависимости, кроме соотношения (2.3), на рабочих участках представляются вогнутыми либо выпуклыми, рассмотрим преобразователи ПНФ для воспроизведения этих двух видов функций.
Рис. 2.6. Принципиальная схема датчика статического давления типа ДДСИ
В схеме ПНФ постоянного тока (рис. 2.7, а) при Uвх = 0 все ячейки заперты опорными напряжениями источников G1 — GN. При увеличении UBX напряжение Uвых на выходе растет линейно, причем наклон первого участка (рис. 2.7, б) определяется резисторами R1, Rн. При Uвх = Ut ≥ UG1 диод VI открывается и резистор R2 шунтирует резистор Rн. Крутизна характеристики меняется. Остальные ячейки работают так же.
Схема ПНФ переменного тока для воспроизведения выпуклых функций (рис. 2.8, а) состоит из ячеек с резисторами и диодами. Количество ячеек соответствует числу аппроксимирующих отрезков. Выходное напряжение снимается с резистора R. Конденсатор С предназначен для регулировки фазы UBX.
Рассмотрим работу схемы на примере работы первой ячейки, состоящей из резисторов R2, r1, r’1 и диодов VI, V’I. Опорные напряжения Uо оп1 и U’оп1 равны между собой. Резисторы rl и г'1 образуют две параллельные цепи, питаемые через диоды VN и V’N опорным напряжением Uon. Пусть в положительный полупериод синфазных напряжений UBX и Uon потенциалы на элементах схемы распределены так, как это показано на рис. 2.8, а. Диод VN открыт. В результате возникает опорное напряжение U оп1.
Диод V1 при 0 < Uвых < U оп1 закрыт опорным напряжением U оп1, а V’1 закрыт напряжением Uвых. При отрицательном полупериоде напряжений Uвх и Uоп (потенциалы указаны в скобках) диод V’N открыт. Функции запирающих напряжений поменяются, диоды V1 и V’1 будут закрыты, ток по резистору R2 не протекает.
С ростом Uьх при Uвых > U оп1 диод V1 (V’1) откроется, резистор Rн зашунтируется резистором R2. Крутизна характеристики Uвых = f (Uвх) на втором участке уменьшится. При UBbIX > Uоп2 откроется вторая ячейка и подключится резистор R3 и т. д.
Схема ПНФ для воспроизведения вогнутых функций (рис. 2,8,б) работает аналогично. Отличие от схемы ПНФ по рис. 2.8, а состоит лишь во включении резистора RH. Условием отпирания первой ячейки ПНФ здесь служит неравенство Uвх — Uвых> U оп1.
Крутизна характеристики Uвых = f (Uвх)возрастает, так как шунтирующий резистор R2 подключается параллельно ограничивающему резистору R1.
Преобразователь ПНФ5 (см. рис. 2.4) для воспроизведения зависимости f(M)v, приведенной на рис. 2.8, в, представляет комбинацию двух ПНФ (рис. 2.8, г), один из которых служит для воспроизведения вогнутых, а другой — выпуклых функций. С увеличением Uвх первыми открываются диодные ячейки, шунтируемые резистором R1, а затем ячейки, шунтируемые резистором R2.
Точность воспроизведения характеристик зависит от числа аппроксимированных участков заданной функции, а следовательно, числа ячеек ПНФ.
Блок БПнП. Он построен по принципу самобалансирующейся мостовой схемы. Блок (рис. 2.9, а) состоит из электрического моста, усилителя У, двигателя-генератора ДГ потенциометра отработки Пос, выходных потенциометров Пвых.
Поступающее на вход напряжение Uвх из вычислителя сравнивается с помощью мостовой схемы с напряжением, снимаемым с потенциометра Ясс- Сигнал рассогласования через усилитель У поступает на управляющую обмотку двигателя-генератора ДГ вращение которого передается на щетки потенциометров Пос и Пвых и продолжается,
Рис. 2.9. Функциональные схемы блоков БПнП (а) и БКМЭ (б)
пока существует это рассогласование. Сопротивление потенциометров Пвых при этом соответствует входному напряжению.
В схеме используется лекальный корректор (на рисунке не показан), предназначенный для компенсации систематических инструментальных погрешностей. Дополнительный поворот щеток потенциометров Пос и Пвых на величину поправки обеспечивается регулировкой профиля лекала корректора.
Для улучшения работы следящей системы в динамическом режиме в схеме использовано напряжение отрицательной обратной связи, выдаваемое генераторной об моткой двигателя-генератора ДГ.
Блок БКМЭ. Он выдает сигнал, пропорциональный ∆М, в виде напряжений постоянного и переменного тока.
Рис. 2.10. Принципиальная схема указателя УВО
На вход блока БКМЭ (рис. 2.9, б) поступает сигнал, пропорциональный числу М, в виде напряжения переменного тока частотой 400 Гц. В режиме слежения сигнал сравнивается с сигналом, снимаемым с индукционного преобразователя угла ИП. Сигнал рассогласования ∆U через усилитель У подается на обмотку управления двигателя-генератора ДГ, выходной вал которого через редуктор Р' вращает подвижной элемент ИП и щетки выходных потенциометров П. Вращение продолжается, пока сигнал рассогласования не станет равным нулю. Каждому значению числа М в режиме слежения соответствует определенное значение выходного сопротивления R потенциометров П. Назначение генераторной обмотки Г такое же, как и в блоке БПнП.
Режим коррекции включается при подаче сигнала «коррекции» (+27 В) на обмотку реле K1. При этом к выходу усилителя У подключается фазочувствительный усилитель ФЧУ , двигатель-генератор отключается. В результате при изменении сигнала на входе блока БКМЭ на выходе ФЧУ появятся сигналы, пропорциональные ∆М. При снятии сигнала «коррекции» блок БКМЭ продолжает работать в режиме слежения.
Указатель УВО. Он состоит (рис. 2.10) из канала отработки и индикации величины Нотн и канала выдачи относительного сопротивления, пропорционального величине Н3 как функции давления рз.
Канал Нотн построен по принципу самобалансирующейся мостовой схемы. Поступающий с выхода вычислителя электрический сигнал Uвх пропорциональный величине Нотн, с помощью двигателя М отработки и редуктора Р1 преобразуется в угловое перемещение стрелок и барабанов счетчика Сч. Одновременно двигатель перемещает щетку потенциометра В1 обратной связи и меняет напряжение Uвг в диагонали ВГ моста.
Управляющий сигнал на обмотку ОУ двигателя М следящей системы подается с усилителя блока БПУ, на вход которого поступают разность напряжений Uвх и Uвг, а также сигнал скоростной обратной связи с обмотки ОС генератора G. Малая стрелка на лицевой части указателя служит для отсчета километров, а большая — десятков и сотен метров. Счетчик показывает высоту в километрах.
В равновесном положении схемы Uвх = — Uвг и напряжение на входе блока БПУ равно нулю. Каждому значению Hотн соответствует определенное положение щетки потенциометра В1 и угол поворота стрелок указателя и барабанов счетчика.
Канал H3 состоит из потенциометра В2, редуктора Р2 и счетчика Сч. Давление р3 вводится кремальерой, с которой связаны счетчик и щетка функционального потенциометра В2, выдающего в вычислитель ВСМВ сигнал H3 = f(р3). Обмотки OB1, OB2 являются обмотками возбуждения двигателя и генератора, резисторы R3, R4,R6 — юстировочные.
Указатели УСВПк и УМ. Эти указатели также построены по принципу самобалансирующейся мостовой схемы, их работа аналогична работе указателя УВО с блоком БПУ.
В указателе УСВПк в зависимости от положения переключателя «Возд.— пут.» на фланце указателя следящая система указателя подключается к вычислителю системы СВС или ДИСС
Блоки БПУ. Они обеспечивают усиление сигналов рассогласования в каналах Нотн, V, числа М и питание обмоток возбуждения двигателя и генератора в следящей системе. Блок БПУ состоит из полупроводникового усилителя, трансформатора и конденсатора, обеспечивающего сдвиг фаз на 90° напряжений обмоток возбуждения и управления двигателя. Полупроводниковый усилитель имеет два каскада предварительного усиления, фазовый фильтр, предконечный каскад усиления и выходной усилитель мощности.
Блок питания БП. Он предотвращает амплитудные выбросы значений борт сети постоянного тока. Принцип стабилизации напряжения в блоке основан на сравнении выходного напряжения с опорным напряжением. Разность этих напряжений служит для управления регулирующим элементом через усилитель обратной связи. Блок питания состоит из выпрямителей и стабилизатора напряжения на полупроводниковых элементах.
Фильтр Ф. Он уменьшает нелинейные искажения напряжения бортового источника питания 115 В 400 Гц. Фильтр состоит из последовательного и параллельного колебательных контуров LC, настроенных на резонанс с частотой 400 Гц. Последовательный контур для частоты 400 Гц имеет минимальное сопротивление, параллельный — максимальное. Коэффициент передачи фильтра на частоте 400 Гц близок к единице. На частотах выше 400 Гц резко уменьшается.
- Содержание
- Приборное оборудование
- 1.1 Методы
- 1.2. Механические барометрические высотомеры
- 1.3. Электромеханический барометрическийвысотомер
- 1.4. Электромеханические барометрические датчики высоты и корректоры высоты
- 1.5. Методы измерения скорости полета
- 1.6. Теория аэродинамического метода измерения скорости полёта.
- При диабетическом процессе имеет место следующее соотношение
- 1.7. Приборы для измерения скорости полетаи числа м
- Указатель истинной воздушной скорости (ивс)
- Тогда(1,14)
- 1.8. Методы измерения вертикальной скорости
- 1.9. Приборы для измерения вертикальной скорости
- 1.10. Приемники и магистрали воздушных давлений на самолете
- 1.12.Виды технического обслуживания высотомеров и указателей скорости, применяемая аппаратура
- 1.13.Методика технического обслуживания
- 1.14.Летная эксплуатация высотомеров
- 1.15.Летная эксплуатация указателей скорости
- 1.16.Летная эксплуатация вариометров
- 1.17.Возможные отказы систем статического и полного давлений
- Комплексные измерители высотно-скоростных параметров
- 2.1.Общие сведения о системах воздушных сигналов
- 2.2.Системы свс-пн с бесконтактным вычислителем
- 2.3.Системы свс с вычислительными устройствами, совмещенными с указателями
- 2.4.Погрешности и особенности технического обслуживания аналоговых свс
- 2.5.Системы свс с цифровым вычислителем
- 2.7.Информационные комплексы высотно-скоростных параметров
- 2.8Система воздушных сигналовСвс-пн-15-4
- 3.1Основы прикладной теории гироскопа
- 3.2. Требования, предъявляемые к конструкции гироскопических приборов
- Измерение углов крена и тангажа, измерение скольжения
- 4.1 Построение вертикали с помощью физического маятника на самолете
- 4.2 Авиагоризонты
- 4.3. Погрешности гировертикалей
- 4.4. Авиагоризонт аги-1с
- 4.5. Авиагоризонт агд-1
- 4.6. Авиагоризонт агб-3 (агб-Зк)
- 4.7 Авиагоризонт агк-47б
- 4.8. Авиагоризонт агр-144
- 4.9АвиагоризонтАгр-72а
- 1.10Авиагоризонт агб-96-15р
- 4.11Сравнительные характеристики авиагоризонтов.
- 4.12. Указатель скольжения
- 4.13 Эксплуатация авиагоризонтов
- Приборы для измерения угловых скоростей и ускорений самолета
- 5.1. Указатель поворота эуп-53
- 5.2. Датчик угловой скорости (дус)
- 5.3 Выключатель коррекции вк-53рб
- 5.4 Выключатель коррекции вк-90
- 5.5. Измерители углового ускорения и интегрирующие гироскопы
- Силовая гироскопическая стабилизация
- 6.1. Принцип силовой гироскопической стабилизации
- 6.2. Центральная гироскопическая вертикаль цгв-4
- 6.3 Малогабаритная гировертикаль (мгв).
- 6.4 Блок контроля крена бкк-18 и сигнализаторы нарушения питания снп-1.
- 6.5. Курсовертикаль
- 6.6. Методы повышения надежности приборов
- Магнитные компасы
- 7.1. Магнитные компасы
- 7.2. Погрешности магнитного компаса
- 7.3. Магнитный компас ки-13 и его летная эксплуатация
- Гирополукомпасы
- 8.1. Гирополукомпас типа гпк-48 и его летнаяэксплуатация
- 8.2. Гирополукомпасы типа гпк-52 и гпк-52ап
- 8.3. Ошибки гирополукомпаса гпк-52ап
- 8.4. Летная эксплуатация и основные техническиеданные гпк-52
- Курсовые системы
- 9.1. Общие принципы построения курсовых систем
- 9.2. Способы комплексирования измерителей курсав курсовых системах
- 9.3. Гироиндукционный компас типа гик-1.
- 9.3.1. Следящая система «индукционный датчик-коррекционный механизм».
- 9.3.2. Следящая система «коррекционный механизм-гироагрегат»
- 9.3.3. Следящая система «гироагрегат-указатель»
- 9.3.4. Комплектация, основные технические данныеи летная эксплуатация гироиндукионного компаса гик-1
- 9.4. Курсовая система кс-6 и ее летная эксплуатация.
- 9.4.1. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.4.2. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.4.3. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.4.4. Основные технические данные и летнаяэксплуатация курсовой системы кс-6
- 9.5. Курсовая система ткс-п и ее летная эксплуатация.
- 9.5.1. Повышение точности работы системы ткс-п в режиме гпк
- 9.5.2. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.5.3. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.5.4. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.5.5. Основные технические данные и летнаяэксплуатация ткс-п
- 9.5.6 Подготовка к работе
- 9.6 Точная курсовая системы ткс-п2и её компоненты
- 9.6.1 Назначение
- 9.6.2 Комплект и размещение
- 9.6.3 Принцип действия
- 9.7 Устройство агрегатов системы ткс-п2
- 9.7.1 Индукционный датчик ид-3
- 9.7.2 Коррекционный механизм км-5
- 9.7.3 Гироагрегат га-3
- 9.7.4 Блок гиромагнитного курса бгмк-2
- 9.7.5 Указатель штурмана уш-3
- 9.7.6 Блок дистанционной коррекции бдк-1
- 9.7.7 Пульт управления пу-11
- 9.8 Функциональная схема ткс-п2
- 9.9 Эксплуатация ткс-п2
- 9.10 Предварительная подготовка экипажа к полету с ткс-п2
- 9.11 Работа экипажа с ткс-п2 после запуска двигателей
- 9.11.1 Перед выруливанием:
- 9.11.2 Перед взлётом
- 9.12 Начальная выставка курсовой системы ткс-п2
- 9.12.1 Начальная выставка гироагрегатов в режиме астрокоррекции
- 9.12.2 Начальная выставка гироагрегата в режиме магнитной коррекции
- 9.13 Выход на курс следования при использрвании системы ткс-п2
- 9.14 Контроль за ортодромическим курсом, выдерживаемым системой ткс-п2 в режиме гпк
- 9.15 Выполнение коррекции гироагрегатов системы ткс-п2, работающих в режиме гпк
- 9.16 Использование курсовой системы ткс-п2 при заходе на посадку
- 9.17 Использование курсовой системы в комплексе навигационно-пилотажного оборудования самолета
- 9.18 Отказы системы ткс-п2
- 9.18.1 Отказ основного гироагрегата
- 9.18.2 Отказ контрольного гироагрегата
- 9.18.3 Отказ индукционного датчика ид-3
- 9.18.4 Отказ контрольного указателя куш-1
- 9.19 Действия при отказах компонентов системы ткс-п2
- 9.20. Курсовая система гмк-1г и ее летная эксплуатация
- 9.20.1. Режим пуска
- 9.20.2. Режим гирополукомпаса (гпк)
- 9.20.3. Режим магнитной коррекции (мк)
- 9.20.4. Режим астрокоррекции (ак)
- 9.20.5. Система контроляи летная эксплуатация гмк-1г
- 9.20.6 Основные технические данныеГмк-1г
- Инерциальные системы навигации
- 10.1.Принцип работы инерциальных систем
- 10.2. Типы инерциальных систем
- 10.3 Инерциальная курсовертикаль икв-72
- 10.4 Инициальная система и-11
- 10.5 Инерциальная системаltn-101 фирмы "Litton"
- 10.5.1 Описание и работа
- 10.5.2 Управление системойLtn-101
- 10.5.3 МоноблокGniru
- 10.5.4 Пульт выбора режимовMsu
- 10.6 Режимы работы системыLtn-101
- 10.6.1 Выставка
- 10.6.2 Повторная быстрая выставка
- 10.6.3 Режим Навигация (nav)
- 10.6.4 Режим "Курсовертикаль" ("атт")
- 10.6.5 Режим "выключено" ("off")
- 10.6Контроль работоспособности
- 10.7 Электропитание системы ltn-101
- 10.8 Отыскание к устранение неисправностей