logo search
Теория (часть 2) / PNO_PRO_V3

8.1. Гирополукомпас типа гпк-48 и его летнаяэксплуатация

Гироскоп с тремя степенями свободы, установленный на самолете, можно использовать небольшое время как устройство, запоминающее заданное направление.

В связи с тем, что магнитный компас имеет большие погрешно­сти при разворотах самолета, удобно совершать роты на заданные углы, пользуясь гироскопическим устройством. Таким устройством является гирополукомпас типа ГПК-48, пред­ставляющий собой гироскоп с тремя степенями свободы, главная ось которого при горизонтальном полете находится в плоскости горизонта, а внешняя ось карданова подвеса вертикальна.

Гирополукомпас не обладает свойством отыскивать какое-либо направление на земной поверхности, а используется как кратко­временное устройство пространственной памяти.

Гирополукомпасы подобного типа были первыми гироскопиче­скими курсовыми приборами на самолете. Эти приборы несовер­шенны, но поскольку их еще при­меняют на самолетах граждан­ской авиации, рассмотрим гиро­полукомпас типа ГПК-48 (рис. 8.1 и 8.2).

На внешней оси карданова подвеса укреплена картушка 3, от­градуированная через 1" от 0 до 360°. Оцифровка шкалы произве­дена через 10°. Курс отсчитывается по картушке и неподвижному индексу 4, связанному с корпусом прибора. При разворотах индекс вместе с самолетом перемещается относительно неподвижной кар­тушки — пилоту представляется подвижной картушка.

В ГПК-48 ось собственного вращения гироскопа 2 находится в горизонтальной плоскости, когда совершается горизонтальный по­лет, так как система коррекции, в которую входит коррекционный двигатель 1 и переключающее устройство 5, обеспечивает только перпендикулярность рам карданова подвеса.

Перпендикулярность рам осуществляется с точностью до 4°. По­ворот главной оси гироскопа (например, за счет момента трения по внешней оси карданова подвеса) вокруг внутренней оси более чем на 4° приводит к смещению контактов 6 относительно кольца переключателя 5, в этом случае в одну из управляющих обмоток коррекционного двигателя поступит ток. Двигатель 1 разовьет мо­мент, который будет приложен к внешней оси карданова подвеса. Направление коррекционного момента таково, что под его дейст­вием гироскоп, прецессируя, восстанавливает перпендикулярность рам карданова подвеса.

В ГПК-48 нет горизонтальной коррекции, компенсирующей соб­ственный уход гироскопа, вызванный суточным вращением Земли. Однако на заводе-изготовителе его так балансируют, чтобы во­круг внутренней оси карданова подвеса создавался момент, под действием которого гироскоп прецессирует со скоростью ω3 sin φ где φ — географическая широта завода-изготовителя.

Естественно, что таким способом можно устранить уход гиро­скопа из-за суточного вращения Земли только для одной геогра­фической широты (северного полушария), а для остальных возмож­ных широт использования прибора уход уменьшается.

Гирополукомпас ГПК-48 имеет механическое арретирующее устройство, с помощью которого картушка вместе с гироскопом может быть установлена на любое деление, требуемое пилоту.

Перед полетом необходимо произвести внешний осмотр гирополукомпаса, обратив внимание на крепление его к приборной дос­ке, и убедиться в целости стекла на приборе.

Включить питание за 5 мин до выруливания на старт, чтобы дать возможность ротору гироскопа набрать номинальные обо­роты.

Для полета в заданном направлении по ГПК-48 необходимо: нажатием ручки заарретировать гироскоп и, вращая ее, устано­вить против индекса нужный курс по любому другому измерителю курса; затем разарретировать гироскоп, причем проконтролировать разарретирование по отсутствию красного бленкера 1 в окошечке па лицевой стороне прибора (см. рис. 7.5). В полете необходимо выдерживать направление по показанию ГПК-48.

Во время полета периодически, примерно через каждые 15 мин (для скоростей полета 200—300 км/ч), следует корректировать показания гирополукомпаса по другим измерителям курса.

Если ГПК-48 применяется для производства разворотов на уг­лы 90, 180, 270 и 360° (что часто необходимо при построении по­садочной коробочки), то целесообразно предварительно установить по шкале «нуль». В этом случае ось собственного вращения гиро­скопа совпадает в начальный момент с продольной осью самолета, вследствие этого кардановая погрешность при указанных курсах, как будет показано в разд. 7.7, отсутствует, что позволяет совер­шать разворот более точно.

Арретирование прибора производится только после заруливания на стоянку, так как при рулении прибор в арретированном со­стоянии вследствие тряски испытывает действие гироскопических моментов, воспринимаемых подшипниками прибора, которые бы­стрее изнашиваются.

Основные технические данные

Диапазон работы прибора, =С +50ч—60

Собственный уход за 15 мин не более 3°

Частота вращения, об/мин 22000

Питание 36 В, 400 Гц

Потребляемая мощность, Вт 12

Масса прибора, кг . , 2,8