logo search
Теория (часть 2) / PNO_PRO_V3

5.2. Датчик угловой скорости (дус)

Датчик угловой скорости используется в различных системах самолета, в частности, автопилоте и предназначен для измерения угловой скорос­ти самолета и выдачи элект­рического сигнала, пропор­ционального измеряемой уг­ловой скорости.

Кинематическая схема ДУС представлена на рис. 5.6. Ротор 1 гироскопа кре­пится через подшипники к раме 2, которая выполнена в виде герметичного кожуха. Кожух имеет ось, называе­мую осью прецессии, кото­рой он связан с корпусом прибора 3. Угол поворота оси ограничивается пружи­нами 4. Между кожухом и корпусом прибора находится жидкость (спец. масло), удельный вес которой близок к удельному весу кожуха. При этом масса собранного кожуха уравновешивается подъемной силой в данной жидкости; опоры по оси прецессии не несут нагрузки, благодаря чему силы трения в них мало отличаются от нуля, что увеличивает чувствительность прибора. Такие гироскопы называют­ся поплавковыми. Жидкость в ДУС выполняет также роль демп­фирующей среды, в которой за счет трения жидкости о стенки корпуса и кожуха при повороте последнего в результате прецессии, гироскопа создается демпфирующий момент. Электрический сигнал, пропорциональный измеряемой скорости, получают с прецизи­онного потенциометра 5. В некоторых конструкциях ДУС исполь­зуют бесконтактные индукционные датчики, выгодно отличающие­ся от потенциометров тем, что не создают дополнительный момент трения по оси прецессии щетки о потенциометр, более долговечны, но требуют дополнительных усилительных устройств.

На корпусе ДУС обычно указывают ось, вокруг которой он из­меряет скорость. Эта ось называется измерительной, на корпусе она обозначается точкой и стрелкой, как это показано на рис. 5.6.

ДУС присущи те же погрешности, что и указателю поворота. Для уменьшения погрешности при крене угол поворота оси прецессии ДУС делается небольшим, а чувствительность прибора повышается за счет разгрузки подшипников. Датчики угловой скорости в зависимости от того, в каких системах их используют, имеют разные технические характеристики. Для примера здесь приводятся технические характеристики ДУС, используемого в автопилоте АП-6Е.

Основные технические характеристики ДУС.

Напряжение питания по переменному току, В…………36±1,8

Частота, Гц ………………400±8

Порог чувствительности при температурах, град/с:

+ 20 и +50° С .. ………………не более 0,05

—60° С ………………0,1

Выходное напряжение в трех взаимно перпендикуляр­ных положениях при отсутствии угловой скорости, В …………………………не более ±0,15