2.1.2. Классификация светофоров
Светофоры, применяемые в железнодорожной автоматики, подразделяются:
1. По назначению (при этом один светофор может совмещать несколько назначений: выходной и маневровый, выходной и маршрутный и др.):
входные; выходные; маршрутные; проходные; прикрытия; заградительные; | предупредительные; повторительные; локомотивные; маневровые; горочные.
|
2.По способу действия:
автомат;
полуавтомат.
3.По регламенту проследования запрещающего показания:
абсолютные, проезд которых при запрещающем их показании не разрешается (входные, выходные, маршрутные, горочные, прикрытия, заградительные и проходные при полуавтоматической блокировке);
остановочно-разрешительные, проезд которых при запрещающем показании, а также при непонятном или погасшем сигнальном огне разрешается только после обязательной остановки поезда перед светофором. Дальнейшее движение разрешается до следующего светофора со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью остановиться при появлении препятствия для дальнейшего движения (предупредительные и проходные светофоры при АБ);
условно-разрешительные, запрещающее показание которых требует остановки поездов одних категорий и разрешает проезд поездам других категорий (проходные светофоры автоблокировки, установленные на затяжных подъемах, и маневровые).
4.По конструктивному исполнению:
мачтовые;
карликовые;
на мостиках;
на консолях.
5.По устройству оптической системы:
прожекторные;
линзовые;
светодиодные.
6.По способу подачи сигнальных показаний:
нормально горящие (постоянно горящие, независимо от поездной ситуации);
нормально негорящие (включаются при вступлении подвижного состава на участок перед светофором и гаснут после выхода подвижного состава с этого участка);
немигающие;
мигающие (на поездных светофорах – продолжительность горения 1 с, перерыва – 0,5 с и гаснущие на 0,5 с ± 20 %, на переездных светофорах для автотранспорта продолжительность горения и перерыва 0,75 с ± 20 %).
Все светофоры имеют наименование в виде буквенных и цифровых обозначений или только буквенных обозначений.
Входные светофоры разрешают или запрещают поезду следовать с перегона на станцию и служат для ограждения станций со стороны прилегающих перегонов (рис. 2.3, а). Входные дополнительные светофоры разрешают поезду следовать с перегона на станцию по неправильному пути, когда во время капитального ремонта одного из путей двухпутного перегона движение поездов организуется по одному свободному пути перегона в обоих направлениях (рис. 2.3. б). Со стороны приема поездов четного направления светофорам присваивают буквы Ч, дополнительным – ЧД, а со стороны нечетного направления – Н и НД.
Рис. 2.3. Условное обозначение входного (а) и входного дополнительного (б) светофоров
Входные светофоры должны быть мачтовыми (рис. 2.4).
Допускается устанавливать входной светофор карликового типа с неправильного пути при временных устройствах, включаемых на период производства ремонтных и восстановительных работ, и может сохраняться в действующих устройствах до реконструкции автоблокировки.
Выходные светофоры разрешают или запрещают поезду отправиться со станции на перегон и устанавливаются для каждого приемо-отправочного пути впереди места предназначенного для остановки локомотива (рис. 2.5). Выходным светофорам присваивают литеры Ч или Н в зависимости от направления движения и дополнительно указывают номер пути, к которому относится светофор. Номера главных путей обозначают римскими цифрами, а остальные арабскими (НI, Н3, Ч5).
Светофоры с главных путей и боковых путей, по которым осуществляется безостановочный пропуск поездов, должны быть мачтовыми (рис. 2.7) (На станциях двухпутных линий светофоры с главных путей для движения в неправильном направлении могут предусматриваться карликовые), с остальных карликовые (рис. 2.6).
Маршрутные светофоры сигнализируют, как и входные светофоры, разрешают или запрещают поезду следовать из одного района станции в другой. Маршрутным светофорам к литере Ч(Н) в зависимости от направления движения добавляется литера М.
Рис. 2.4. Эскиз входного светофора на металлической мачте с наклонной лестницей
Рис. 2.5. Условное обозначение выходного мачтового (а) и карликового (б) светофоров
Рис. 2.6. Пятизначный карликовый светофор на металлическом фундаменте
Проходные светофоры разрешают или запрещают поезду следовать с одного блока-участка (межпостового перегона) на другой. На каждом перегоне проходные светофоры АБ нумеруются, начиная от входного светофора навстречу движения поездов, при этом светофорам четного направления присваиваются четные (2, 4, 6 …), а светофорам нечетного направления нечетные (1, 3, 5 …) номера (рис. 2.8).
На проходных светофорах автоблокировки, установленных на затяжных подъемах, где тяжеловесный поезд после остановки не сможет тронуться с места, укрепляют дополнительный щит с отражательным знаком прозрачно-белого цвета в виде буквы Т (рис. 2.9). Проследование такого проходного светофора при запрещающем показании без остановки разрешается лишь грузовому поезду определенной весовой категории со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью и готовностью остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.
Светофоры прикрытия применяются для ограждения мест, опасных для движения поездов, пересечений железнодорожных путей в одном уровне с другими железнодорожными путями, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводных мостов и участков, проходимых с проводником. Им присваиваются литеры ЧП или НП (рис. 2.10).
Рис. 2.7. Эскиз выходного светофора с зеленой полосой и маршрутным указателем
Рис. 2.8. Проходные светофоры при двухпутной автоблокировки
Рис. 2.9. Проходные светофоры при АБ на затяжных подъемах
Рис. 2.10. Светофоры прикрытия
Заградительные светофоры требуют остановки поезда при опасности для движения, возникшей на железнодорожных переездах, крупных искусственных сооружениях и обвальных местах, а также при ограждении составов для осмотра и ремонта вагонов на станционных путях. Их устанавливают с обеих сторон пути на расстоянии не менее 50 м от ограждаемого места. Нормально заградительный светофор погашен, а при возникновении опасности для движения поездов на нем вручную включают красный огонь.
Предупредительные светофоры заблаговременно уведомляют (на расстоянии не менее тормозного пути) о показании основного светофора (входного, проходного, заградительного и прикрытия).
Повторительные светофоры предназначены для оповещения о разрешающем показании выходного, маршрутного и о показании горочного светофора, когда по местным условиям видимость основного светофора не обеспечивается.
Маневровые светофоры разрешают или запрещают маневровые передвижения (рис. 2.11, 2.12). Им присваивается литера М с порядковым номером в четной горловине станции – четным, в нечетной – нечетным.
Локомотивный светофор устанавливают в кабине машиниста, для разрешения или запрещения поезду следовать по перегону с одного блока-участка на другой, а также предупреждения о показании путевого светофора, к которому приближается поезд (рис. 2.13).
Горочные светофоры применяются на сортировочных станциях и горках для разрешения или запрещения роспуска состава с горки (рис. 2.14).
Рис. 2.11. Маневровые светофоры в нечетной стрелочной горловине станции
Рис. 2.12. Двухзначный карликовый светофор на железобетонной конструкции
| |
Рис. 2.13. Вид локомотивного светофора | Рис. 2.14. Условное обозначение горочного светофора |
- Введение
- 1. Основы железнодорожной автоматики, телемеханики и связи
- 1.1.2. Классификация телемеханических систем
- 1.1.3. Принцип построения систем телеуправления и телесигнализации
- 1.1.4. Принцип построения систем телеизмерения
- 1.2. Виды, структура и назначение железнодорожной связи
- 1.2.1. Основы единой автоматизированной системы связи
- 1.2.2. Классификация систем железнодорожной связи
- 1.2.1. Основы единой автоматизированной системы связи
- 1.2.2. Классификация систем железнодорожной связи
- Классификация систем связи
- 2. Основы железнодорожной автоматики и телемеханики
- 2.1.2. Классификация светофоров
- 2.1.3. Сигнализация станционных светофоров
- 2.1.4. Изоляция путей на станции
- 2.2. Рельсовые цепи
- 2.2.2. Основные режимы работы рельсовых цепей
- 2.2.3. Классификация рельсовых цепей
- 2.2.4. Понятие о первичных и вторичных параметрах рельсовой линии
- 2.2.5. Особенности работы рельсовых цепей в зависимости от места применения
- 2.2.6. Рельсовые цепи тональной частоты
- 2.3. Системы путевой блокировки
- 2.3.1 Полуавтоматическая блокировка
- 2.3.2. Принцип построения двузначной автоблокировки постоянного тока
- 2.3.3. Назначение и принцип действия числовой кодовой автоблокировки
- 2.3.1 Полуавтоматическая блокировка
- Принцип отправления и прибытия поездов при паб
- 2.3.2. Принцип построения двузначной автоблокировки постоянного тока
- 2.3.3 Назначение и принцип действия числовой кодовой автоблокировки
- Взаимосвязь показаний проходного светофора и кода, посылаемого в следующую рельсовую цепь.
- 2.4. Автоматическая локомотивная сигнализация и автоведение поездов
- 2.4.2. Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа
- 2.4.3. Система автоматического управления торможением
- 2.5. Диспетчерский контроль и техническая диагностика, ограждающие устройства на железнодорожном транспорте
- 2.5.2. Системы контроля подвижного состава
- 2.5.3. Ограждающие устройства
- 2.6. Электрическая централизация стрелок и сигналов
- 2.6.2. Классификация систем электрической централизации
- 2.6.3. Аппараты управления и контроля
- 2.6.4. Требования птэ к устройствам эц
- 2.7. Кодовые системы централизации
- 2.7.2. Принцип диспетчерского управления движением поездов на железнодорожном транспорте
- 2.7.3. Системы диспетчерской централизации «Нева» и «Луч»
- 2.7.4. Компьютерные системы диспетчерской централизации
- 2.7.5. Системы станционной кодовой централизации
- 2.8. Механизация и автоматизация работы сортировочных горок
- Классификация сортировочных горок по мощности
- 2.8.2. Устройства горочной автоматики
- 2.8.3. Горочные системы автоматизации технологических процессов
- 3. Устройства связи на железнодорожном транспорте
- 2. Принципы телефонной передачи. Устройство угольного микрофона и электромагнитного телефона
- 2.1. Принципы телефонной передачи
- 2.2. Устройство угольного микрофона и электромагнитного телефона
- Контрольные вопросы
- 3. Приборы и схемы телефонных аппаратов. Классификация телефонных станций
- 3.1. Классификация телефонных аппаратов
- 3.2. Основные приборы телефонных аппаратов
- 3.2.1. Звонок
- 3.2.2. Рычажный переключатель
- 3.2.3. Микротелефонная трубка
- 3.2.4. Номеронабиратель
- 3.2.5. Разговорная схема
- 3.3. Классификация телефонных станций
- 3) По методу управления процессом соединения:
- Контрольные вопросы
- 4. Принципы построения автоматических телефонных станций
- 4.1. Автоматические телефонные станции декадно-шаговой системы
- 4.2. Автоматические телефонные станции координатной системы
- 4.3. Квазиэлектронные автоматические телефонные станции
- 4.4. Электронные (цифровые) автоматические телефонные станции
- 4.5. Понятие о телефонной нагрузке
- 4.6. Междугородняя телефонная связь
- Контрольные вопросы
- 3.1. Телефонная связь
- 3.2. Оперативно-технологическая связь
- 3.2.1. Назначение и принципы организации
- 3.2.2. Перспективы развития отс
- 3.2.1. Назначение и принципы организации
- Значения вызывных частот
- 3.2.2. Перспективы развития отс
- 3.3. Многоканальная связь
- 3.3.1. Системы с частотным разделением каналов
- Группообразование в системах передачи с чрк
- 3.3.2. Системы с временным разделением каналов
- 3.3.3. Классификация линий связи
- 3.4. Передача дискретной информации. Цифровые сети с интеграцией услуг
- 3.4.1. Типы телекоммуникационных сетей
- 3.4.2. Каналы передачи данных
- 3.4.3. Цифровые сети с интеграцией услуг
- 3.5. Радиосвязь и телевидение
- 3.5.1. Принципы организации систем радиосвязи
- 3.5.2. Системы поездной радиосвязи
- 3.5.3. Система поездной радиосвязи на базе аппаратуры «Транспорт»
- 3.5.4. Система станционной радиосвязи
- 3.5.5 Железнодорожные телевизионные системы
- Библиографический Список