logo
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ АТС-ОПУ

2. Основы железнодорожной автоматики и телемеханики

2.1. Эксплуатационные основы железнодорожной автоматики

2.1.1. Основные понятия о сигналах

2.1.2. Классификация светофоров

2.1.3. Сигнализация станционных светофоров

2.1.4. Изоляция путей на станции

Контрольные вопросы

2.1.1. Основные понятия о сигналах

Сигнал (лат. signum – знак) – условный видимый или звуковой знак, при помощи которого передается определенный приказ.

Сигналы на железнодорожном транспорте предназначены для обеспечения безопасности и четкой организации движения поездов и маневровой работы. Классификация сигналов представлена на рис. 2.1. Видимые сигналы выражаются цветом, формой, режимом горения ламп, положением и числом сигнальных показаний, а звуковые – числом и сочетанием звуков различной продолжительностью.

Сигнал является приказом и подлежит безусловному выполнению с использованием всех возможных для этого средств [1]. На железнодорожном транспорте в качестве сигнальных приборов применяются напольные и локомотивные светофоры. Их тип, значность и расцветка должны соответствовать Инструкции [2], Инструкции [3] и Указаниям [4, 5].

Рис. 2.1. Сигналы, применяемые на железнодорожном транспорте

Для сигнализации, связанной с движением поездов и маневровой работой, в качестве основных сигнальных цветов применяют: зеленый, желтый, красный, лунно-белый и синий. Они служат источником информации и содержат указания о допустимых скоростях, направлении движения и возможности трогания с места стоянки. Таким образом, каждое сигнальное показание светофора имеет основное и предупредительное значения. Для этой цели на светофорах устанавливаются две головки, каждая из которых имеет два-три линзовых комплекта, а при наличии стрелочных переводов с пологими марками крестовин (1/18 или 1/22) – одну или две зеленых полосы см. рис. 2.2.