3.5.5 Железнодорожные телевизионные системы
Промышленное телевидение прошло несколько ступеней развития и в настоящее время широко применяется в развитых странах в качестве систем видеонаблюдения, регистрации и контроля, а также в охранной сигнализации. Применение телевизионных средств позволяет повысить производительность труда, оперативность и эффективность управления.
Достоинством современных видеокамер является возможность подключения их практически к любому компьютеру, а высокое быстродействие и большой объем памяти телевизионных систем позволяет обрабатывать сигналы от неподвижных, малоподвижных и быстродвижущихся объектов как в реальном, так и в измененном масштабе времени. Новейшие системы дают так же возможность просматривать запись прошедших событий и процессов с необходимым звуковым сопровождением.
Внедрение телевизионных систем открывает новые перспективы в процессе управления и эксплуатации железных дорог:
обзор сортировочных парков, который позволяет повысить безопасность и оперативность горочного производства, эффективность использования путей парка, сократить время обработки составов, контролировать выполнение команд дежурного по горке и размещение длинносоставных поездов на путях парка;
коммерческий осмотр вагонов, который при использовании видеозаписи на магнитофон позволяет кроме контроля создавать документальную запись для последующего использования в конфликтных ситуациях;
дистанционное списывание номеров вагонов приходящих составов, что в соединении с АСУСС позволяет существенно повысить оперативность и технологичность обработки поездов;
телевизионный контроль необслуживаемых переездов, позволяющий выявлять и фиксировать ("телевизионное фотографирование") нарушителей правил переездов и, при соответствующих возможностях связи на этих переездах, передавать телевизионную "картинку" в диспетчерский центр и на движущий локомотив;
в качестве перспективного направления возможна разработка портативного ''черного ящика" на локомотиве с телевизионной записью текущей обстановки перед локомотивом и показаниями основных приборов для разбора возможных аварийных ситуаций.
Современные быстродействующие системы телевидения представляют собой комплекс устройств, позволяющий в любой момент времени "приблизить" лиц, управляющих движением, и операторов к объектам контроля. Очевидно, что в результате визуального просмотра такими лицами объектов и осуществления ими контроля за состоянием объектов у них формируется наиболее точное и своевременное управленческое решение.
При этом наряду с чисто визуальными системами, с помощью которых получают информацию и принимают те или иные решения лица, управляющие движением поездов, применяются и телевизионные вычислительные системы, выполняющие функции так называемых "телевизионных автоматов". Эти системы в автоматическом режиме осуществляют поэтапное сравнение реального видеоизображения с нормативным и в случаях сбоев устанавливают по заранее разработанному алгоритму вид и причины сбоя. Измерение геометрических размеров, углов перемещений, координат и других параметров точечных и протяженных объектов осуществляется при этом с точностью не меньшей, чем у традиционных приборов, а порой и с более высокой. Затем формируется и передается в "тревожном" виде сигнальная информация лицам, управляющим движением, или системам управления для принятия соответствующих мер. Функции управленцев при наличии автоматизированных систем сводятся только к регистрации конечного результата и к наблюдению за последовательностью выполнения операций, а также к контролю общей обстановки.
Применение "телевизионных автоматов", в частности, на железнодорожных переездах позволит обеспечить надежный контроль состояния их опасной зоны при приближении поездов. В результате передачи "тревожной" информации локомотивным бригадам и соответствующего выбора ими скорости приближения поездов к переездам можно значительно уменьшить число дорожно-транспортных происшествий. Предварительные наблюдения с помощью видеокамер за передвижением автотранспортных средств и пешеходов в опасной зоне переездов, а также анализ зарубежного опыта аналогичного контроля показывают, что предпочтительным является использование двух видеокамер (рис.3.29).
Рис. 3.29. Размещение видеокамер для контроля состояния опасной зоны переезда
В большинстве существующих телевизионных систем применяется проводная система передачи информации и управления телекамерами. Для дальности передачи информации 800–1000 м можно использовать обычные телефонные сети, правда, с корректирующими элементами и усилителями видеосигналов. Для дальности в 2–3 км возможно использование коаксиальных кабельных систем. Для управления телевизионными камерами можно использовать телефонный канал. Для больших расстояний при передачи информации допустимо использование волоконно-оптических линий связи.
Однако прокладывание кабельных линий передачи информации в пределах существующих станций представляет сложную техническую задачу и требует значительных материальных ресурсов. Значительно проще, экономичнее и, главное, быстрее является применение радиоканала для передачи телевизионной информации.
В настоящее время ведется активная разработка систем радиоуправления телекамерами, адаптированными к существующим станционным радиосетям железнодорожного транспорта. Тогда телеустановка с телекамерами становится полностью автономной в конструкторском плане. С применением аккумуляторного питания такая установка становится полностью мобильной, что позволяет оперативно устанавливать блок дистанционного наблюдения и оперативно переносить его в любую необходимую точку станционного хозяйства.
Перспективным направлением дальнейшего совершенствования промышленного телевидения следует признать переход от черно-белого изображения к цветному. В результате такого перехода значительно упростится видеоконтроль объектов, повысятся информативность системы и естественность восприятия изображения объектов, что уменьшит утомление глаз наблюдателей.
Развивающиеся телевизионные технологии, особенно с учетом цифровой обработки видеосигналов, открывают все новые возможности оценки обстановки на железной дороге, контроля и управления технологическими процессами железнодорожного транспорта. А применение радиоканалов передачи телевизионного видеосигнала и радиоуправления телекамерами повышает мобильность таких систем и ускоряет введение их в эксплуатацию.
Контрольные вопросы
1. Поясните работу радиостанции.
2. Расшифруйте обозначение ЖР-УК-СП, поясните назначение.
3. Поясните назначение поездной радиосвязи.
4. Назовите преимущества системы "Транспорт".
5. Поясните назначение станционной радиосвязи.
6. Как организуется сеть маневровой радиосвязи?
7. Поясните назначение телевизионных систем используемых на железнодорожном транспорте.
- Введение
- 1. Основы железнодорожной автоматики, телемеханики и связи
- 1.1.2. Классификация телемеханических систем
- 1.1.3. Принцип построения систем телеуправления и телесигнализации
- 1.1.4. Принцип построения систем телеизмерения
- 1.2. Виды, структура и назначение железнодорожной связи
- 1.2.1. Основы единой автоматизированной системы связи
- 1.2.2. Классификация систем железнодорожной связи
- 1.2.1. Основы единой автоматизированной системы связи
- 1.2.2. Классификация систем железнодорожной связи
- Классификация систем связи
- 2. Основы железнодорожной автоматики и телемеханики
- 2.1.2. Классификация светофоров
- 2.1.3. Сигнализация станционных светофоров
- 2.1.4. Изоляция путей на станции
- 2.2. Рельсовые цепи
- 2.2.2. Основные режимы работы рельсовых цепей
- 2.2.3. Классификация рельсовых цепей
- 2.2.4. Понятие о первичных и вторичных параметрах рельсовой линии
- 2.2.5. Особенности работы рельсовых цепей в зависимости от места применения
- 2.2.6. Рельсовые цепи тональной частоты
- 2.3. Системы путевой блокировки
- 2.3.1 Полуавтоматическая блокировка
- 2.3.2. Принцип построения двузначной автоблокировки постоянного тока
- 2.3.3. Назначение и принцип действия числовой кодовой автоблокировки
- 2.3.1 Полуавтоматическая блокировка
- Принцип отправления и прибытия поездов при паб
- 2.3.2. Принцип построения двузначной автоблокировки постоянного тока
- 2.3.3 Назначение и принцип действия числовой кодовой автоблокировки
- Взаимосвязь показаний проходного светофора и кода, посылаемого в следующую рельсовую цепь.
- 2.4. Автоматическая локомотивная сигнализация и автоведение поездов
- 2.4.2. Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа
- 2.4.3. Система автоматического управления торможением
- 2.5. Диспетчерский контроль и техническая диагностика, ограждающие устройства на железнодорожном транспорте
- 2.5.2. Системы контроля подвижного состава
- 2.5.3. Ограждающие устройства
- 2.6. Электрическая централизация стрелок и сигналов
- 2.6.2. Классификация систем электрической централизации
- 2.6.3. Аппараты управления и контроля
- 2.6.4. Требования птэ к устройствам эц
- 2.7. Кодовые системы централизации
- 2.7.2. Принцип диспетчерского управления движением поездов на железнодорожном транспорте
- 2.7.3. Системы диспетчерской централизации «Нева» и «Луч»
- 2.7.4. Компьютерные системы диспетчерской централизации
- 2.7.5. Системы станционной кодовой централизации
- 2.8. Механизация и автоматизация работы сортировочных горок
- Классификация сортировочных горок по мощности
- 2.8.2. Устройства горочной автоматики
- 2.8.3. Горочные системы автоматизации технологических процессов
- 3. Устройства связи на железнодорожном транспорте
- 2. Принципы телефонной передачи. Устройство угольного микрофона и электромагнитного телефона
- 2.1. Принципы телефонной передачи
- 2.2. Устройство угольного микрофона и электромагнитного телефона
- Контрольные вопросы
- 3. Приборы и схемы телефонных аппаратов. Классификация телефонных станций
- 3.1. Классификация телефонных аппаратов
- 3.2. Основные приборы телефонных аппаратов
- 3.2.1. Звонок
- 3.2.2. Рычажный переключатель
- 3.2.3. Микротелефонная трубка
- 3.2.4. Номеронабиратель
- 3.2.5. Разговорная схема
- 3.3. Классификация телефонных станций
- 3) По методу управления процессом соединения:
- Контрольные вопросы
- 4. Принципы построения автоматических телефонных станций
- 4.1. Автоматические телефонные станции декадно-шаговой системы
- 4.2. Автоматические телефонные станции координатной системы
- 4.3. Квазиэлектронные автоматические телефонные станции
- 4.4. Электронные (цифровые) автоматические телефонные станции
- 4.5. Понятие о телефонной нагрузке
- 4.6. Междугородняя телефонная связь
- Контрольные вопросы
- 3.1. Телефонная связь
- 3.2. Оперативно-технологическая связь
- 3.2.1. Назначение и принципы организации
- 3.2.2. Перспективы развития отс
- 3.2.1. Назначение и принципы организации
- Значения вызывных частот
- 3.2.2. Перспективы развития отс
- 3.3. Многоканальная связь
- 3.3.1. Системы с частотным разделением каналов
- Группообразование в системах передачи с чрк
- 3.3.2. Системы с временным разделением каналов
- 3.3.3. Классификация линий связи
- 3.4. Передача дискретной информации. Цифровые сети с интеграцией услуг
- 3.4.1. Типы телекоммуникационных сетей
- 3.4.2. Каналы передачи данных
- 3.4.3. Цифровые сети с интеграцией услуг
- 3.5. Радиосвязь и телевидение
- 3.5.1. Принципы организации систем радиосвязи
- 3.5.2. Системы поездной радиосвязи
- 3.5.3. Система поездной радиосвязи на базе аппаратуры «Транспорт»
- 3.5.4. Система станционной радиосвязи
- 3.5.5 Железнодорожные телевизионные системы
- Библиографический Список