logo
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ АТС-ОПУ

2.2.6. Рельсовые цепи тональной частоты

В настоящее время широкое распространение на отечественных и зарубежных железных дорогах получили бесстыковые рельсовые цепи тональной частоты (ТРЦ). Они обладают рядом существенных эксплуатационных, технических и экономических преимуществ. Особенностью данных рельсовых цепей является отсутствие изолирующих стыков на границах блок-участков.

Принцип контроля участков пути без разделения их изолирующими стыками поясняет рис. 2.28.

Рис. 2.28. Схема включения рельсовой цепи тональной частоты

На каждые две смежные рельсовые цепи, контролирующих один блок – участок устанавливается один генератор Г1 или Г2, который вырабатывает свои несущие частоты модулированные низкочастотными сигналами. Рельсовые цепи 1РЦ, 2РЦ, 5РЦ, 6РЦ получают питание от генераторов Г1 несущей частотой 480 Гц промодулированной частотой 8 Гц, а рельсовые цепи 3РЦ, 4РЦ получают питание от генератора Г2 с несущей частотой 420 Гц промодулированной частотой 12ГЦ. Состояния участков пути контролируются путевыми приемниками П. Первая цифра в условном наименовании приемника обозначает номер безстыковой РЦ а вторая – номер генератора запитывающего эту цепь. Каждый приемник представляет собой усилитель, настроенный на прием сигналов частот 480/8 или 420/12 Гц. Для контроля одного блок-участка может использоваться одна, две и более рельсовых цепей в зависимости от его длины и состояния балласта (сопротивления изоляции).

При коротких 2РЦ, 3РЦ, 4РЦ питание 5РЦ необходимо осуществить от генератора с частотой 580 Гц, чем исключается взаимное влияние РЦ работающих на одинаковых частотах.

Отличительной особенностью РЦ без изолирующих стыков является наличие зон дополнительного шунтирования. Эти цепи могут быть зашунтированы подвижным составом, находящимся на смежной РЦ на некотором расстоянии Lшот места подключения путевого приемника. При сопротивлении изоляции (балласта) 0,8–1 Омкм максимальная длина РЦ составляет 1000 м, а зона дополнительного шунтирования может достигать 100 м, и зависит от многих факторов, что не позволяет без дополнительных мер применять их в системах автоматической блокировки с проходными светофорами.

Для исключения возможности перекрытия светофора, стоящего на границе блок-участка, на запрещающее показание при приближении к нему поезда (за счет зоны дополнительного щунтирования) применяются дополнительные РЦ длиной 200–250 м. Эти РЦ работают на частотах 4500–5500 Гц и имеют зону дополнительного шунтирования не более 20 м,что позволяет с большой точностью фиксировать моменты занятия и освобождения контролируемых блок-участков.

Рельсовые цепи тональной частоты практически без изменений могут применяться при любом виде тяги, в том числе и на станциях. В станционных ТРЦ на границах контролируемых участков изолирующие стыки частично сохраняются.

Максимальная длина ТРЦ на железнодорожных линиях составляет 1000 м. В этом случае обеспечиваются все режимы работы ТРЦ при сопротивлении изоляции (балласта) до 0,7 Ом км. С уменьшением сопротивления балласта предельная длина ТРЦ снижается.

Большое влияние на техническое обслуживание оказывает рациональная организация методов ремонта и восстановления РЦ, квалификация обслуживающего персонала, оснащенность приборами, инструментом, транспортными средствами.

Контрольные вопросы

1. Назначение и режимы работы рельсовых цепей.

2. Назначение основных элементов рельсовых цепей.

3. По каким признакам классифицируются рельсовые цепи.

4. В чем заключается регулировка рельсовых цепей.

5. Способы повышения шунтовой чувствительности рельсовых цепей.

6. Назначение и принцип работы дроссель-трансформаторов.

7. Станционные рельсовые цепи, особенность работы.

8. Перегонные рельсовые цепи.

9. Принцип работы рельсовых цепей тональной частоты.

10.  Чем обусловлено наличие зоны дополнительного шунтирования в ТРЦ?

11.  Влияние сопротивления изоляции на работу рельсовых цепей.

12.  Основные требования техники безопасности при обслуживании рельсовых цепей.