logo
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ АТС-ОПУ

2.6.3. Аппараты управления и контроля

Для управления и контроля устройствами ЭЦ релейного типа на российских железных дорогах в эксплуатации находятся  пульты-табло, пульты-манипуляторы и выносные табло трех поколений:

1. По схеме путей и стрелок световые ячейки с красными и желтыми светодиодами. Красным цветом отображается занятость путей и стрелочных участков, желтым – установка маршрута. Нормально при неустановленных маршрутах ячейки стрелочных и бесстрелочных участков не горят, на пути горит одна ячейка желтым цветом, если путь свободен, или три ячейки красным цветом, если путь занят. После установки маршрута по его трассе на светосхеме загораются ячейки желтым цветом (желтая полоса). При занятии участков эти ячейки загораются красным цве­том, а с освобождением – желтым цветом.

2. Для контроля состояния светофоров по плану станции устанавливаются ячейки с по­вторителями светофоров со следующей индикацией:

– Входные светофоры: зеленый светодиод – светофор открыт; красный светодиод горит ровным светом – светофор закрыт; красный светодиод горит мигающим светом – перегорела красная лампа; желтый светодиод – открыт пригласительный.

– Выходные светофоры: зеленый светодиод – светофор открыт для поездного маршрута; желтый светодиод – светофор открыт для маневрового маршрута; желтый мигающий – пере­горела одна из ламп светофора; все погашены – светофор закрыт.

– Маневровые светофоры: желтый светодиод – светофор открыт, светодиод погашен – светофор закрыт.

3. Ячейка со стрелами направления и категории маршрута – со светодиодами зеленого и желтого свечения четного и нечетного направлений.

Светодиоды соответствующей категории и направления маршрута загораются на весь период задания маршрута: при нажатии кнопки категории маршрута – загораются оба светодиода, а после нажатия начальной кнопки остается гореть светодиод соответствующего направления.

Для задания маршрута существует два основных способа: маршрутное управление и раздельное. При раздельном управлении необходимо поочередно переводить стрелки при помощи стрелочных коммутаторов. При маршрутном управлении задание любого основного маршрута осу­ществляется последовательным нажатием кнопок начала и конца маршрута. Для этого у каждого светофора устанавливается кнопка двухпозиционная без фиксации, которая при нажатии определяет направле­ние движения. Для выбора категории маршрута (поездного, маневрового) устанавливают­ся две кнопки – «Поездной» и «Маневровый».

Повторное открытие светофора в замкнутом маршруте производится последовательным нажатием кнопок категории маршрута и начальной.

Отмена установленного маршрута осуществляется одновременным нажатием двух кно­пок: «Отмена» и начальной кнопки отменяемого маршрута.

Для индикации нажатых кнопок начала, конца и трассы набираемого маршрута предусмотрены световые ячейки маршрутного набора, расположенные у светофоров пульта-табло. Световые ячейки начала маршрута загораются зеленым мигающим светом, ячейки конца маршрута и промежуточные встречных светофоров по маршруту горят ровным зеленым светом. Ячейки гаснут после открытия светофора.

Для включения пригласительных мигающих огней на входных, выходных и маршрутных светофорах предусмотрена групповая кнопка «Пригласительный сигнал» со счетчиком числа нажатий. Открытие пригласительного сигнала осуществляется, путем нажатия групповой кнопки «Пригласительный сигнал» и кнопки начала маршрута. После открытия пригласительного сигнала групповую кнопку можно отпустить, а начальная кнопка должна удерживаться в нажатом положении до проследования поездом светофора с пригласительным огнем.

Кнопка «Искусственное размыкание» со счетчиком числа нажатий применяется для искусственного размыкания секций совместно с кнопками «Секции маршрутов» путем нажатия кнопки искусственного размыкания той секции, которая не разомкнулась обычным порядком и последующего нажатия групповой кнопки.