logo
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ АТС-ОПУ

2.3.1 Полуавтоматическая блокировка

Системы ПАБ применяются на малодеятельных участках, где объем перевозок небольшой и его увеличение не планируется.

При полуавтоматической блокировке правом на занятие поездом перегона является разрешающее показание выходного светофора. Выходной светофор со станции может быть открыт только в случае когда, во-первых, межстанционный перегон, на который отправляется поезд свободен, и во-вторых, правильно задан маршрут отправления. Выходной светофор перекрывается на запрещающее показание автоматически после проследования поезда. Т.е. на перегоне в любой момент времени может находиться только один поезд, следовательно, в системе ПАБ пропускная способность участков небольшая.

Так как на межстанционном перегоне нет рельсовых цепей, то отсутствует автоматизированный контроль прибытия поезда на станцию в полном составе (при наличии на перегоне резких переломов профиля и кривых малого радиуса может произойти обрыв вагона). При входе поезда на станцию его полное прибытие проверяется одним из следующих способов:

– визуальным, т.е. полносоставное прибытие проверяется стрелочником или другим обслуживающим персоналом по хвостовым сигналам последнего вагона;

– система ПАБ дополняется различными техническими устройствами, предназначенными для контроля прибытия поезда в полном составе: системы счета колесных пар; фиксация прибытия поезда путевым станционным индуктором, работающим совместно с вагонным индуктором (располагается на последнем вагоне), работающим совместно со станционным; измерение длины поезда на станциях отправления и приёма.

Принцип работы поясняет структурная схема полуавтоматической блокировки (рис. 2.29).

Основными составляющими ПАБ являются:

– блокирующие устройства (БУ), которые воздействуют на путевые светофоры;

– линии связи (ЛС);

– датчики информации (ДИ);

– пульт управления (ПУ).

Рис. 2.29. Структурная схема системы ПАБ

Принцип работы ПАБ и последовательность действий дежурных соседних станций представлен в виде табл. 2.1.

В зависимости от количества путей на перегоне различают одно– и двухстороннюю ПАБ.

При двухпутном межстанционном перегоне по каждому из путей обеспечивается движение только в одном направлении, которое принимается за нормальное. При этом дежурному по станции для того, чтобы отправить поезд на перегон, не нужно запрашивать разрешение с соседней станции. После отправления поезда на перегон выходной светофор перекрывается на запрещающий и он не может быть открыт до тех пор, пока с соседней станции не будет получен сигнал о том, что поезд прибыл в полном составе. Такая система ПАБ называется односторонней.

При двусторонней ПАБ движение поездов осуществляется по одному пути перегона. Для того чтобы отправить поезд со станции дежурный должен не только убедиться в свободности перегона и правильности установки маршрута, но также необходимо получить согласие на отправление поезда у дежурного соседней станции.

Когда возникает необходимость увеличения пропускной способности на участке с ПАБ (особенно на участках большой протяженности), то на межстанционном перегоне устанавливается блокпост. В результате межпоездной интервал уменьшается за счет разделения перегона на несколько блок-участков.

Таблица 2.1