logo
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ АТС-ОПУ

4.6. Междугородняя телефонная связь

Междугородняя телефонная связь служит для установления соединения между абонентами, удаленными друг от друга на большие расстояния.

Междугородняя телефонная связь на железнодорожном транспорте применяется для связи различных удаленных станций между собой. Она подразделяется на магистральную, дорожную и отделенческую, и ее построение соответствует административной структуре транспорта, а линии проходят вдоль железных дорог.

Построение сети междугородней связи зависит от способа установления соединения. Существует три способа установления соединения – ручной, полуавтоматический и автоматический.

При ручном способе соединение местных абонентов (МА) на оконечных станциях с междугородними каналами, а также каналов между собой на транзитных станциях (ТС) осуществляется телефонистками с помощью междугородних коммутаторов (МК) (рис. 4.10).

Недостатки этого способа – большие эксплуатационные расходы, при наличии нескольких транзитных пунктов усложняется и замедляется процесс ус­тановления соединений. Преимущество – хорошее использование канала междугородной связи (до 95 %), состояние которого (свободно или занято) все время контролируется телефонисткой.

Рис. 4.10. Схема установления ручного соединения: МА – местные абоненты; МК – междугородний ком­мутатор; ТС – транзитное соединение

При полуавтоматическом способе снижаются эксплуатационные расходы, ускоряется процесс соединения абонентов (рис. 4.11).

Рис. 4.11. Схема установления полуавтоматического соединения: МА – местные абоненты; МК – междугородний коммутатор; ТС – транзитное соединение; УАК – узел автоматической коммутации; КДН – комплект дальнего набора; НН – номеронабиратель; АТС – автоматическая телефонная станция

Здесь телефонистка находится только на одном конце соединения и имеет номеронабиратель (НН) для набора кодов выхода на другие станции и абонентских номеров. С помощью комплекта дальнего набора (КДН) эта номерная информация преобразуется в посылки тональной частоты, а на транзитной станции – снова в импульсы постоянного тока для управления процессами соединения в узле автоматической коммутации (УАК).

Автоматический способ подразумевает полную автоматизацию соединения, которое выполняется самим абонентом (рис. 4.12). Недостаток этого способа – необходимость большого количества междугородних каналов, причем коэффициент использования их составляет до 80 %.

В зависимости от способа установления соединений и необходимого качества обслуживания абонентов применяются различные системы обслуживания заявок на междугородние соединения. На транспорте используются заказная, немедленная, скорая системы обслуживания, а также комбинации их (комбинированные системы).

Рис. 4.12. Схема установления автоматического соединения: МА – местные абоненты; ТС – транзитное соединение; УАК – узел автоматической коммутации; КДН – комплект дальнего набора; АТС – автоматическая телефонная станция

При заказной системе абонент обращается в стол заказов междугородней телефонной станции, и оператор стола заказов записывает заказ на специальном бланке. Далее бланк заказа вручную или полуавтоматически поступает в зал междугородних коммутаторов. Телефонистки в порядке очередности или приоритета абонентов и свободности междугородних каналов связываются с требуе­мым абонентом и после этого вызывают абонента, сделавшего заказ. Недостаток этой системы – значительное время ожидания абонентами связи, которое в среднем составляет 30 мин. В ночное время, когда поток заказов значительно уменьшается, абоненты переключаются со стола заказа прямо на междугородний коммутатор.

Немедленная система обслуживания. При этом телефоны абонентов напрямую соединены с междугородним коммутатором и заказы принимает непосредственно телефонистка, которая сразу же обслуживает абонента при свободности каналов. Если все каналы нужного направления заняты, телефонистка предлагает абоненту повесить трубку и подождать, а после освобождения канала устанавливает соединение. Эта система используется руководящими работниками же­лезнодорожного транспорта. Время ожидания здесь значительно меньше и составляет до 2 мин – 50 % всех заказов, от 2 до 10 минут – 40 % и свыше 10 минут –10 % заказов. В заказной и немедленной системах обслуживания применяются ручной и полуавтоматический способы соединения абонентов.

В скорой системе используется автоматический способ соединения абонентов.

На железнодорожном транспорте используется комбинированная система обслуживания (заказа, скорой и немедленной), которая позволяет абонентам различного уровня связываться со всеми железнодорожными станциями страны. Для осуществления скорой системы обслуживания необходимо знать коды УАК и АТС в магистральной, дорожной и отделенческой сетях.