logo
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ АТС-ОПУ

2.3.3 Назначение и принцип действия числовой кодовой автоблокировки

Характер схемы автоблокировки определяют в основном три условия: система сигнализации (трехзначная, четырехзначная, многозначная), род тяги на участке (электрическая или автономная), а также способ передачи информации о состоянии впереди расположенных (по ходу движения) блок-участков (при помощи линейной цепи или с использованием рельсовых цепей).

На участках, оборудованных трехзначной сигнализацией, проходным светофором подаются такие сигналы (рис. 2.31):

– один зеленый огонь – разрешается движение с установленной скоростью, впереди свободны два или более блок – участка;

– один желтый огонь – разрешается движение с готовностью остановиться, следующий светофор закрыт;

– один красный огонь – стой, запрещается проезжать сигнал.

Рис. 2.31. Взаимосвязь сигнальных показаний при трехзначной АБ

На участках с электрической тягой применяется числовая кодовая автоблокировка переменного тока. Характерные особенности ее следующие: для питания рельсовых цепей используется переменный ток частотой 50 Гц (при электротяге постоянного тока) и 25 Гц (при электротяге переменного тока); применение только импульсных рельсовых цепей с путевым импульсным реле на входном конце рельсовой цепи; импульсное питание рельсовых цепей осуществляется кодовыми сигналами, общими для автоблокировки и локомотивной сигнализации; увязка сигнальных показаний смежных попутных сигналов осуществляется с помощью кодовых сигналов; установка в рельсовых цепях дроссель-трансформаторов; использование линзовых постоянно горящих светофоров.

Работу кодовой автоматической блокировки поясняет структурная схема (рис. 2.32).

От светофора «Ч» ток в виде импульсов переменного тока поступает через дроссель-трансформатор ДТ на путевое реле И. Реле П срабатывает от каждого принятого импульса и своим контактом управляет работой дешифраторной ячейки ДЯ, которая считает количество импульсов между удлиненными паузами и тем самым расшифровывает принимаемый код. После дешифрации кода включаются реле Ж и З в зависимости от того, какой код принимается и на светофоре 2 включается соответствующий огонь (схема выбора кодов), также формируется код для посылки его в следующие рельсовые нити посредством КПТШ (кодовый путевой трансмиттер) и трансмиттерного реле Т блок – участка, расположенного за светофором 2 аналогично как от светофора Ч.

Рис. 2.32. Функциональная схема числовой кодовой автоблокировки

При вступлении поезда на блок-участок рельсовые нити электрически замыкаются колесной парой, ток в реле И резко снижается до тока отпадания якоря и ДЯ выдает команду о включении на следующем светофоре красного огня на все время нахождения поезда на этом участке пути.

Основные элементы числовой кодовой АБ. Упрощенная схема числовой кодовой автоблокировки переменного тока для движения по нечетному пути представлена на рис. 2.32. В релейном шкафу каждой сигнальной точки установлена передающая и приемная аппаратура.

К передающей аппаратуре относятся.

– Кодовый путевой трансмиттер, который управляет работой трансмиттерного реле и служит для образования кодовых комбинаций. Каждая кодовая комбинация соответствует одному определенному сигналу проходного светофора и состоит из одного, двух или трех импульсов переменного тока; импульсы разделены между собой малыми и большими интервалами; большие интервалы различают одну кодовую комбинацию от другой. Код зеленого огня З состоит из трех импульсов тока, повторяющихся через цикл; код желтого огня Ж состоит из двух импульсов; код красно-желтого огня КЖ состоит из одного импульса.

 

Рис. 2.33. Временные диаграммы кодовых комбинаций

Трансмиттер (рис. 2.34) в общем случае состоит из электродвигателя (М), и трех кулачковых шайб, на которых расположены выступы; конфигурация шайб кодов З, Ж и КЖ показаны на рис. 2.34. При вращении шайб выступы давят на контактную группу, создавая цепь возбуждения трансмиттерного реле Т; контакты реле Т в этом случае замыкают цепь посылки импульса переменного тока в рельсовую цепь; когда контактная группа расположена не над выступом шайбы, трансмиттерное реле обесточено и возникает малый или большой интервал.

Рис. 2.34 .Принцип работы кодового путевого трансмиттера

– Схема выбора кода состоит из контактов сигнальных реле З и Ж, а также огневого реле. Если на сигнальной точке горит красный огонь, то оба реле З и Ж обесточены, трансформаторное реле подключено через шайбу КЖ трансмиттера, при этом в рельсовую линию посылается код красно-желтого огня (рис. 2.35).

 

Если при этом перегорит нить лампы красного огня, то трансмиттерное реле не будет срабатывать при замыкании шайбы КЖ трансмиттера и, в рельсовую линию код посылаться не будет, на светофоре, ограждающем блок-участок, загорится красный огонь.

Если на сигнальной точке горит желтый огонь (под током только реле Ж), то трансмиттерное реле срабатывает два раза в цикле (подключено через шайбу Ж трансмиттера) и в рельсовую линию посылается код Ж. Соответственно, если на сигнальной точке горит зеленый огонь (под током оба реле Ж и З), то трансмиттерное реле срабатывает три раза в цикле (подключено через шайбу З трансмиттера) и в рельсовую линию посылается код З.

Данные зависимости удобно представить в виде табл. 2.2.

 

Таблица 2.2