logo
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ АТС-ОПУ

2.1.3. Сигнализация станционных светофоров

Сигнальные показания светофоров на станции и их взаимозависимость должны соответствовать Инструкции [2]. Нормальным показанием станционных светофоров является запрещающее, а при переводе их на автодействие – разрешающее.

Как уже говорилось выше, скоростной принцип сигнализации характеризуется тем, что каждый разрешающий сигнал имеет основное значение – допустимая скорость проследования светофора и предупредительное – состояние следующего светофора.

Количество применяемых для сигнализации огней говорит о направлении движения: один огонь – без отклонения, не менее двух огней – с отклонением, а при отклонении по стрелочным переводам пологих марок добавляется еще зеленая полоса.

В случае неисправности устройств централизации, когда невозможно включить разрешающее показание на светофоре (горит красный огонь или погасший), предусматривается дополнительное сигнальное показание лунно-белым мигающим огнем, который называется пригласительным. Пригласительные огни предусматриваются на входных и маршрутных светофорах. На выходных светофорах пригласительные огни могут предусматриваться на светофорах с главных путей и путей безостановочного пропуска только на двухпутных участках и только для отправления на правильный путь.

Взаимозависимость сигнальных показаний светофоров для примерной станции приведена на рис. 2.15 и рис. 2.16.

На железнодорожном транспорте для увеличения дальности видимости сигнального огня путевых светофоров применяются специальные оптические системы – линзовые комплекты (рис. 2.17), которые позволили значительно снизить мощность источника света.

 

 

 

Рис. 2.15. Схема взаимозависимости показаний светофоров на станции при марках крестовины 1/9 или 1/11

 

 

Рис. 2.16. Схема взаимозависимости показаний светофоров на станции при марках крестовины 1/18

 

В качестве источника света используются маломощные 15 и 25 Вт, низковольтовые 12 В, с точечным устройством тела накаливания и прецизиозным цоколем лампы накаливания. Они бывают однонитевыё (ЖС12-15, ЖС12-25) и двухнитевые (ЖС12-15+15. ЖС12-25+25) (ЖС – железнодорожная сигнальная лампа). Ресурс (продолжительность непрерывного горения) основной нити составляет 1500-2000 ч, а резервной – 300 ч. При увеличении питающего напряжения выше номинального значения ресурс лампы резко сокращается, поэтому, учитывая возможные колебания напряжения (± 10 %) в эксплуатационных условиях, рекомендуется поддерживать напряжение на ее зажимах 11,5 В. Из-за малого ресурса резервной нити недопустима длительная эксплуатация светофора с перегоревшей основной [6].

Двухнитевые лампы с переключением основной нити при ее перегорании на резервную применяются [7]:

 для всех огней проходных светофоров АБ кроме системы с централизованным размещением аппаратуры;

 для красных огней проходных светофоров и для красного и желтого огней предупредительного светофора при централизованной системе АБ;

 для всех разрешающих огней поездных светофоров по главным железнодорожным путям станций, по которым согласно техническо-распорядительному акту (ТРА) предусмотрен безостановочный пропуск поездов и светофоров постов примыкания;

 для желтых огней всех выходных светофоров, являющихся предупредительными к входному светофору следующей станции;

 для разрешающих огней выходных светофоров, используемых в маршрутах отправления на перегон с ПАБ и АЛСО и маршрутах отправления по стрелочным переводам с крестовиной марки 1/18;

 для красных огней переездных светофоров;

 для красных и зеленых огней светофоров прикрытия;

 для красных огней выходных, маршрутных и маневровых светофоров, до которых производится прием поездов.

Двухнитевая лампа устанавливается в ламподержатель 1, укрепленный в корпусе линзового комплекта 2. Световой поток лампы проходит через оптическую систему, представляющую собой две линзы, жестко связанные с корпусом прижимным кольцом 3. Цветная линза 4 является светофильтром (красного, желтого, зеленого, белого или синего цвета) диаметром 139 мм, а бесцветная, ступенчатая линза 5 диаметром 212 мм – рассеивателем света. В карликовых светофорах бесцветная ступенчатая линза применяется уменьшенного диаметра – 160 мм. Линза 5 плотно прижимается к корпусу 2 крепежными винтами 6 и удерживающими лапками 7. При изготовлении на заводе каждый линзовый комплект фокусируется.

Рис. 2.17.Эскиз линзового комплекта

В настоящее время на путевых светофорах систем железнодорожной автоматики широко применяют светодиодные системы. Основными отличительными особенностями данной систем являются:

 многоэлементная конструкция светодиодного излучателя;

 отсутствие светофильтров.

По сравнению со светофорами на основе ламп накаливания, светооптические светодиодные системы имеют следующие преимущества:

 повышают безопасность движения;

 снижают возможность катастрофического отказа, гарантируют световые характеристики даже при выходе из строя части светодиодов;

 исключают возникновение ложного сигнала при засветке солнечными лучами;

 повышают контрастность световых сигналов;

 обеспечивают высокую надежность;

 многократно снижают эксплуатационные расходы за счет малого энергопотребления, увеличения срока службы.

Так расчетный срок службы светодиодного комплекта составляет 20 лет, а средняя наработка на отказ – 50000 часов. В электрической схеме головки использовано 167 маломощных светодиода. Светофорная головка считается неисправной при выходе из строя 40 шт. Питание головки осуществляется от источника переменного тока напряжением 11,5 В, частотой 50 Гц или постоянного тока, напряжением 11,5 В.