logo
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ АТС-ОПУ

2.4. Автоматическая локомотивная сигнализация и автоведение поездов

2.4.1. Общие сведения

2.4.2. Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа

2.4.3. Система автоматического управления торможением

Контрольные вопросы

2.4.1. Общие сведения

В течение долгого времени управление движением поездов на перегонах и станциях осуществлялось только по показаниям путевых светофоров. Простой и надежный способ сигнализации цветом, положением и сочетанием сигналов информировал машиниста локомотива о количестве свободных блок-участков впереди поезда, о скорости проезда светофоров и маршруте приема на главный или боковые пути станции.

Однако в условиях плохой видимости маршрутов следования поезда, особенно при наличии кривизны пути и частых переломов профиля, машинист не всегда способен своевременно определить показание путевого светофора и может проехать запрещающий сигнал, а при скорости свыше 140 км/ч правильное восприятие становится затруднительным при любых условиях. Чтобы исключить подобные случаи и облегчить машинисту ведение поезда, применяют автоматическую локомотивную сигнализацию (АЛС).

Таким образом, устройства автоматической локомотивной сигнализации, осуществляющие интервальное регулирование движения поездов, предназначены для обеспечения безопасности движения, увеличения пропускной способности железнодорожных линий и улучшения условий труда локомотивных бригад. Устройства АЛС дополняются устройствами контроля бдительности, контроля скорости и автостопом.

Эти дополняющие АЛС устройства позволяют контролировать действия машиниста по управлению поездом, автоматически или с участием машиниста приводить в действие тормоза для снижения скорости до контролируемой величины, обеспечивать автостопное торможение при превышении допустимой скорости, при не подтверждении машинистом бдительности, а также при неисправности устройств. Бдительность машиниста проверяется однократно или периодически. Машинист подтверждает свою бдительность нажатием рукоятки бдительности в ответ на предупреждающий свисток электропневматического клапана (ЭПК). Если рукоятка бдительности в необходимых случаях (когда требуется принятие мер машинистом для исключения проезда запрещающего сигнала) не будет нажата в течение 7 с после предупреждения свистком, то это расценивается устройствами как потеря машинистом способности вести поезд и происходит торможение и остановка поезда.

АЛС включает в себя путевые и локомотивные (поездные) устройства. По способу передачи сигналов с пути на локомотив устройства АЛС бывают двух видов: точечного типа (АЛСТ) и непрерывного типа (АЛСН).

В точечной АЛС сигналы о показаниях путевых светофоров передаются на локомотив в определенных локальных зонах (точках) пути. Обычно антенну передатчика точечной АЛС располагают в колее рельсового пути. Локомотивная приемная система размещается под кузовом локомотива. Передача сигнала с пути на локомотив происходит в течение очень короткого времени – только в момент проезда локомотива над путевой антенной. Современные технические средства позволяют за это время передать очень большой объем информации, в том числе информацию о сигнале путевого светофора; длине блок-участка и уклонах; наличии мест с ограничением скорости движения.

Однако на линиях с интенсивным движением поездов применение точечной АЛС не эффективно, так как при изменении поездной обстановки информация об этом передается на локомотив не своевременно и только в короткие промежутки времени. Поэтому точечная АЛС обычно используется на линиях с неинтенсивным движением.

Отличительной особенностью непрерывной АЛС является наличие непрерывного канала связи между путевыми и локомотивными устройствами. В качестве физического канала связи для непрерывной АЛС используются рельсовые линии.

Требования ПТЭ предъявляемые к автоматической локомотивной сигнализации и устройствам безопасности [1].

При АЛС локомотивные светофоры должны давать показания, соответствующие показаниям путевых светофоров, к которым приближается поезд.

При движении только по показаниям локомотивных светофоров эти светофоры должны давать показания в зависимости от занятости или свободности впереди лежащих блок-участков.

Локомотивные светофоры устанавливаются в кабине управления локомотива, моторвагонного поезда, специального самоходного подвижного состава и дают сигнальные показания непосредственно машинисту и его помощнику или водителю дрезины и его помощнику.

Автоматическая локомотивная сигнализация на локомотивах, моторвагонных поездах и специальном самоходном подвижном составе должна дополняться устройствами безопасности, обеспечивающими контроль: установленных скоростей движения, самопроизвольного ухода поезда и периодической проверки бдительности машиниста. В случае потери машинистом способности управления локомотивом, моторвагонным поездом, специальным самоходным подвижным составом, а дрезины – водителем дрезины указанные устройства должны обеспечивать автоматическую остановку поезда перед путевым светофором с запрещающим показанием.

На станциях, расположенных на участках, оборудованных АБ или АЛС, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, главные пути, пути приема и отправления пассажирских поездов, а также приемоотправочные пути для безостановочного пропуска поездов должны быть оборудованы путевыми устройствами АЛС.

Отсутствие путевых устройств автоматической локомотивной сигнализации для отдельных станций допускается только с разрешения ОАО «РЖД».

При полуавтоматической блокировке путевыми устройствами АЛС оборудуются участки приближения и главные пути станций.