Авиационные термометры
Одной из основных величин характеризующих режим работы авиационных силовых установок с турбовинтовым, турбореактивным двигателями, является температура (масла, стенки трубопровода противообледенительной системы, газов в реактивном сопле, воздуха в кабине и вне ее).
По назначению термометры авиационных двигателей можно разделить на следующие основные виды, отличающиеся диапазонами измерения:
а) термометры для измерения температуры выходящих газов в газотурбинных двигателях (ГТД) с верхним пределом измерения до 900-1200°С;
б) термометры для измерения температуры головок цилиндров поршневых двигателей до 350°С;
в) термометры для измерения температуры масла, воды, воздуха до 150°С.
Приборы, с помощью которых измеряется температура, называются термометрами. Эти приборы в авиации находят широкое применение для измерения температуры твердых тел (головок цилиндров поршневых двигателей), воздуха в системах противообледенения передней кромки крыла и стабилизатора, жидкостей (топлива, масла) и газов.
По показаниям данных термометров судят о тепловом состоянии двигателя. Всякий двигатель внутреннего сгорания развивает номинальную мощность (тягу) только при некоторой определенной температуре. При температуре ниже установленной двигатель переохлаждается и большая часть тепловой энергия будет затрачиваться не на полезную работу, а на нагрев деталей двигателя.
У перегретых двигателей ухудшается смазка, увеличивается износ трущихся деталей, все это приводит к потере мощности (тяги), а иногда - к выходу двигателя из строя, пожару.
На ВС для поддержания номинальной температуры двигателей устанавливаются специальные механизмы и системы, позволяющие автоматически регулировать температуру масла, и газов.
Основной температурой среды является термодинамическая температура (символ Т), единицей которой служит кельвин (символ К). Термодинамическая температура может быть выражена также температурой Цельсия (символ t)
t = T - 273,15 К
Единицей для выражения температуры Цельсия является градус Цельсия (символ °С), размер которого равен размеру кельвина.
Классификация термометров по принципу действия
Термометры расширения основаны на зависимости удельного объема вещества от температуры:
Рис2. Термометры расширения: а) жидкостный дилатометрический б) биметаллический в) манометрический.
-жидкостный дилатометрический; (дилатометрия - метод определения расширяемости различных тел от нагревания, который может быть использован для нахождения критических точек металлов и сплавов.)
-биметаллический;
-манометрический.
Термометр сопротивления основан на зависимости сопротивления термопреобразователя от температуры.
Рис.3. Термометр сопротивления.
Термоэлектрический термометр основан на зависимости термоэлектродвижущей силы термопары от температуры.
Рис.4. Термоэлектрический термометр.
Пирометр основан на зависимости теплового электромагнитного излучения тела от его температуры.
Рис.5. Пирометр.
Наиболее широкое применение в авиации нашли биметаллические термометры сопротивления, электрические и термоэлектрические.
Биметаллические термометры(рис.2.б)
Принцип действия биметаллического термометра основан на свойстве двух сваренных по всей длине пластин с различными коэффициентами линейного расширения изгибаться при изменении температуры. При нагревании биметалл изгибается так, что его выпуклость образуется со стороны материала с большим коэффициентом линейного расширения. При нагревании на Δt = t - tо происходит перемещение свободного конца биметаллической пластины.
Биметаллические приборы нашли применение в авиации для измерения температуры воздуха в кабине экипажа (ТВ-45), температуры наружного воздуха за бортом вертолетов (ТНВ-45) или в качестве датчиков в системах регулирования температуры.
Диапазон измерения температуры термометра ТВ-45 от —50° С до +70° С, а термометра ТНВ-45 — от —60° С до +50° С. Шкалы приборов проградуированы в указанных диапазонах температур с оцифровкой через каждые 10° С и ценой деления 2°С. Погрешности биметаллических термометров ± (1—3)°С.
Достоинством биметаллических термометров является простота конструкции и надежность работы. Существенный недостаток термометров —значительная инерционность (до 6 мин).
Электрические термометры сопротивления(рис.3.)
Терморезисторы в зависимости от температуры (в ограниченных пределах) изменяют свое сопротивление прямо пропорционально, что видно из формулы:
R = Ro{1+a(t-t0)}
Где: Ro - сопротивление при начальной температуре, °С;
а - температурный коэффициент сопротивления (ТКС);
t - измеряемая температура, °С;
t0 начальная температура °С;
- Назначение, задачи и состав приборного оборудования.
- Приборы контроля авиационных двигателей
- Авиационные манометры
- Механические манометры
- Электромеханические дистанционные манометры пружинного типа
- Электромеханические дистанционные манометры силового типа
- Авиационные термометры
- Термометр сопротивления унифицированный туэ-48
- Электрический моторный индикатор эми-зртис
- Термометр цилиндров термоэлектрический тцт-13
- Термометр газов тг-2а
- Сдвоенная измерительная аппаратура 2иа-7а
- Авиационные измерители частоты вращения
- Магнитоиндукционные тахометры
- Магнитоиндукционный тахометр типа итэ-1т
- Магнитоиндукционный тахометр типа итэ-2т
- Тахометрическая сигнальная аппаратура
- Измерение количества топлива и масла
- Электроемкостные топливомеры
- Топливомер типа суит4-1т
- Система измерения масла сим2-1т
- Измерение расхода топлива
- Турбинный преобразователь расхода топлива
- Система измерения и расхода топлива сирт1-2т
- Измерители вибрации
- Аппаратура контроля вибрации ив-154
- Пилотажно-навигационные приборы и устройства
- Измерители высоты полета Общие сведения о высотах, атмосфере, гипсометрической таблице и эшелонировании.
- Погрешности барометрических высотомеров
- Измерители скоростей полета
- Теория аэродинамического метода измерения скорости полета
- Указатель числа м.
- Погрешности указателей скорости
- Датчики истинной воздушной скорости.
- Методы измерения вертикальной скорости
- Приборы для измерения вертикальной скорости
- Погрешности вариометров
- Измерители путевой скорости и угла сноса.
- Курсовые приборы и системы
- Магнитные компасы.
- Истинные направления.
- Понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кориолисово ускорение
- Гироскопический момент
- Некоторые сведения о гироскопе
- Основные свойства гироскопа.
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Гироскопические приборы для определения курса. Использование гироскопа с двумя степенями свободы в качестве компаса.
- Использование гироскопа с тремя степенями свободы в качестве компаса
- Гироскоп с тремя степенями свободы как указатель ортодромического курса
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Навигационные индикаторы общие принципы построения навигационных индикаторов
- Астрономические компасы.
- Курсовые системы
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Инерциальные навигационные системы
- Приемники и магистрали воздушных давлений на самолете
- Системы воздушных сигналов (свс)
- Принципы построения автоматизированных бортовых систем управления
- Основные принципы построения автоматизированных бортовых систем управления
- Среда и нагрузки, действующие на самолет
- Самолет как объект регулирования. Системы координат
- Принципы построения и действия автопилота
- Принцип действия автопилота при управлении самолетом по курсу
- Принцип действия автопилота при управлении самолетом по тангажу
- Принцип действия автопилота при стабилизации высоты полета самолета
- Бортовые системы управления полетом самолета
- Высотное оборудование самолетов влияние высотных полетов на организм человека
- Методы и средства жизнеобеспечения при выполнении высотного полета
- Основы прикладной теории гироскопа и элементы гироскопических приборов и систем понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кариолисово ускорение и гироскопический момент
- Гироскопический момент
- Гироскопы с тремя степенями свободы
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Бортовой навигационный комплекс бнк-154м