Измерители вибрации
Одним из параметров, характеризующих техническое состояние авиадвигателя, является вибрация. Вибрация возникает, в основном, от наличия неуравновешенных центробежных сил, вызванных дисбалансом вращающихся частей двигателя. Разрушение, повышенный износ частей конструкции двигателя ведут к возрастанию вибрации, поэтому, контролируя в процессе эксплуатации амплитуды вибрации, можно судить о его техническом состоянии.
Контроль уровня роторной вибрации газотурбинного авидвигателя позволяет судить о его техническом состоянии. Об эффективности виброконтроля при применение бортовых средств дает возможность обнаружить до 35% всех неисправностей авиадвигателя, встречающихся в эксплуатации.
Вибрация авиадвигателя вызывается периодически изменяющимися центробежными силами и описывается уравнением:
s = Ssinωt
где s.S- соответственно текущее значение и амплитуда виброперемещения;
ω - круговая частота вибрации.
Параметрами, характеризующими вибрацию, являются ее частота f, амплитуда виброперемещения S, виброскорость V; и виброускорение ав или виброперегрузка ny. Они связаны между собой, следущими соотношениями:
V = ṡ = Sωcosωt
ав = ¨s = - Sω2 sinωt
nв = ав : g= f2 s : 250
где g - ускорение свободного падения:
Для измерения скорости вибрации и виброускорения применяются измерители вибрации ИВ-154, ИВ-200, ИВ-300, ИВ-41АМ. В этих измерителях используется инерционный метод, позволяющий измерить вибрацию объекта относительно массы, упруго сочлененной с вибрирующим объектом.
Следовательно, виброизмерительный преобразователь (ВИП) параметров вибрации состоит из корпуса (вибрирующего элемента), инерционной массы (невибрирующего элемента), соединенной с корпусом при помощи пружин, и передающего магнитоиндукционного преобразователя (МИП), который обеспечивает передачу сигнала ВИП на расстояние.
Входным параметром ВИП является перемещение его корпуса относительно инерционного пространства, а выходным - перемещение корпуса относительно магнита.
Основной величиной, характеризующей датчик, является его чувствительность К, которая вычисляется по формуле
К =U 1,41 : V
Где: U - напряжение на выходе датчика;
V - скорость вибрации, измеряемая датчиком и вычисляемая по формуле:
V = 2πfs
f - частота либрации;
S - амплитуда смещения.
Турбовинтовые двигатели работают практически при постоянной частоте вращения вала винта, и частота вибраций постоянна, а нормирование ее уровня ведется по значению виброускорения.
Так как частота вращения роторов турбореактивных двигателей изменяется в зависимости от требуемой тяги в некотором диапазоне, то контролировать вибрацию необходимо также в определенном частотном диапазоне, а нормировать уровень вибрации следует по допустимому значению виброскорости
В настоящее время на современных ВС устанавливаются измерители ИВ-50Б, ИВ-90СФ с пьезоэлектрическми датчиками. Принцип действия датчиков основан на использовании пьезоэффекта, заключающегося в том, что при сжатии или растяжении некоторых кристаллов на их гранях появляется электрический заряд, значение которого пропорционально действующей силе:
q = dF
Где:q-электрический заряд, Кл/м; d-пьезоэлектрическая постоянная, К/Н;
F - сила, приложенная к кристаллу.
Пьезодатчик (рис.2) состоит из двух и более кварцевых пьезопластин 1, между которыми расположен металлический электрод 2, имеющий изолированный вывод 3. Внешние стороны пьезопластин электрически соединены с корпусом 4.
Рис.38.Конструкция пьезоэлектрического датчика.
Измеряемое усилие F действует на пластинки во время вибрации двигателя так, что на их внутренних гранях, соприкасающихся с электродом, возникают (одноименные отрицательные пьезоэлектрической: заряды, а на внешних — положительные. Заряд с электрода подается на вход усилителя.
Чувствительность датчика определяется зарядом, возникающим на пьезоэлементе при изменении усилия.
Для увеличения чувствительности датчика его составляют из нескольких пластин, располагая их столбиком таким образом, что механически они оказываются включенными последовательно, а электрически - параллельно .
- Назначение, задачи и состав приборного оборудования.
- Приборы контроля авиационных двигателей
- Авиационные манометры
- Механические манометры
- Электромеханические дистанционные манометры пружинного типа
- Электромеханические дистанционные манометры силового типа
- Авиационные термометры
- Термометр сопротивления унифицированный туэ-48
- Электрический моторный индикатор эми-зртис
- Термометр цилиндров термоэлектрический тцт-13
- Термометр газов тг-2а
- Сдвоенная измерительная аппаратура 2иа-7а
- Авиационные измерители частоты вращения
- Магнитоиндукционные тахометры
- Магнитоиндукционный тахометр типа итэ-1т
- Магнитоиндукционный тахометр типа итэ-2т
- Тахометрическая сигнальная аппаратура
- Измерение количества топлива и масла
- Электроемкостные топливомеры
- Топливомер типа суит4-1т
- Система измерения масла сим2-1т
- Измерение расхода топлива
- Турбинный преобразователь расхода топлива
- Система измерения и расхода топлива сирт1-2т
- Измерители вибрации
- Аппаратура контроля вибрации ив-154
- Пилотажно-навигационные приборы и устройства
- Измерители высоты полета Общие сведения о высотах, атмосфере, гипсометрической таблице и эшелонировании.
- Погрешности барометрических высотомеров
- Измерители скоростей полета
- Теория аэродинамического метода измерения скорости полета
- Указатель числа м.
- Погрешности указателей скорости
- Датчики истинной воздушной скорости.
- Методы измерения вертикальной скорости
- Приборы для измерения вертикальной скорости
- Погрешности вариометров
- Измерители путевой скорости и угла сноса.
- Курсовые приборы и системы
- Магнитные компасы.
- Истинные направления.
- Понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кориолисово ускорение
- Гироскопический момент
- Некоторые сведения о гироскопе
- Основные свойства гироскопа.
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Гироскопические приборы для определения курса. Использование гироскопа с двумя степенями свободы в качестве компаса.
- Использование гироскопа с тремя степенями свободы в качестве компаса
- Гироскоп с тремя степенями свободы как указатель ортодромического курса
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Навигационные индикаторы общие принципы построения навигационных индикаторов
- Астрономические компасы.
- Курсовые системы
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Инерциальные навигационные системы
- Приемники и магистрали воздушных давлений на самолете
- Системы воздушных сигналов (свс)
- Принципы построения автоматизированных бортовых систем управления
- Основные принципы построения автоматизированных бортовых систем управления
- Среда и нагрузки, действующие на самолет
- Самолет как объект регулирования. Системы координат
- Принципы построения и действия автопилота
- Принцип действия автопилота при управлении самолетом по курсу
- Принцип действия автопилота при управлении самолетом по тангажу
- Принцип действия автопилота при стабилизации высоты полета самолета
- Бортовые системы управления полетом самолета
- Высотное оборудование самолетов влияние высотных полетов на организм человека
- Методы и средства жизнеобеспечения при выполнении высотного полета
- Основы прикладной теории гироскопа и элементы гироскопических приборов и систем понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кариолисово ускорение и гироскопический момент
- Гироскопический момент
- Гироскопы с тремя степенями свободы
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Бортовой навигационный комплекс бнк-154м