logo
Электрооборудование / АиРЭО / Приб форм НГТУ

Принцип действия автопилота при управлении самолетом по курсу

Автоматическое управление самолетом по курсу можно осуществлять путем создания управляющего момента отклонением: руля направления, элеронов и руля направления и элеронов одновременно.

Рис.77.Функциональная схема канала курса статического автопилота

В задачу автоматического управления самолетом по курсу входит стабилизация его продольной оси и вектора скорости по заданному курсу, а также изменение их направлений в горизонтальной плоскости на необходимый угол.

Рассмотрим принцип автоматической стабилизации самолета по курсу путем создания управляющих моментов отклонением руля направления. Функциональ­ная схема такого автопилота показана на рисунке. В этой схеме в качестве датчика угла рыскания используется один из курсовых приборов: гиромагнитный компас, гирополукомпас или курсовая система. С помощью этих приборов угол рыскания преобразуется в пропорциональное ему напряжение. В качестве датчика угловой скорости здесь также используется гироскоп с двумя степенями свободы.

Динамику процесса стабилизации курса отклонением руля направления можно представить себе следующим образом.

Отклонение самолета от заданного курса на угол рыскания воспринимается курсовым прибором и датчиком угловой скорости. Сигналы с курсового прибора и с датчика угловой скорости суммируются в суммирующем устройстве и усиливаются в усилителе, а затем подаются в рулевую машину руля

направления, которая отклоняет руль направления на угол δН.

Рис.78.Возникновение силы и момента при отклонении самолета от заданного курса

Принцип действия автопилота при управлении самолетом по крену

Рассмотрим принцип действия статического автопилота при управлении самолетом по крену. Функциональная схема такого автопилота представлена на рисунке. В этом автопилоте применен закон управления по углу и угловой скорости при жесткой обратной связи.

С помощью датчиков γ и γ׳ измеряются текущий угол крена и угловая скорость и преобразуются в пропорциональные им напряжения соответственно Uγ и Uγ׳. С помощью задатчика крена γз вырабатывается напряжение Uγз, пропорциональное заданному углу крена.

Напряжения, и подаются на суммирующее устройство. На это же суммирующее устройство подается напряжение пропорциональное углу δэ отклонения элеронов. В установившемся режиме суммарное напряжение равно нулю.

Рис.79.Функциональная схема канала крена статического автопилота