Измерение расхода топлива
Расход топлива определяется количеством вещества, проходящего через данное сечение канала в единицу времени. Расход топлива является одним из параметров, определяющих тягу (мощность) авиадвигателя. В целях обеспечения экономичности полета измерение расхода топлива необходимо вести с возможно меньшими погрешностями, не более ±2%.
Расход можно измерять в единицах объема, деленных на единицу времени (м3/с, м3/мин, м3/ч и т. п.), или в единицах массы, деленных на единицу времени (кг/с, кг/мин, кг/ч и т. п.). В первом случае объемный расход топлива обозначают символом Q, во втором случае массовый расход топлива обозначают QM.
В авиации необходимо также измерять количество топлива, протекшее по топливному трубопроводу за определенный интервал времени и за все время между запуском и остановкой двигателя, которое называют суммарным (интегральным) расходом и обозначают символом G. Существует также понятие мгновенный (часовой) расход топлива.
Приборы, служащие для измерения расхода топлива, называют расходомерами топлива.
Приборы, служащие для измерения количества топлива, протекшего через сечение трубопровода - за время работы двигателя (суммарного расхода), называют счетчиками количества топлива.
На самолетах с турбовинтовыми двигателями широкое применение нашли расходомеры, совмещенные со счетчиками количества топлива типа РТМС (расходомер топлива мгновенно-суммирующий). В этих приборах имеются два независимых канала измерения, указатели которых объединены одним корпусом показывающего прибора.
В канале измерения расхода используется турбинный преобразователь расхода топлива. Частота вращения крыльчатки измеряется магнитоиндукционным тахометром, цилиндрический четырехполюсный магнит которого закреплен на оси крыльчатки. Чувствительным элементом тахометра является металлический колпачок. Для дистанционной передачи показаний тахометра используется сельсинная передача, работающая в индикаторном режиме. Ось сельсина-датчика соединена с осью чувствительного элемента тахометра, а на оси ротора сельсина-приёмника укреплена стрелка указателя.
В канале счетчика количества топлива используется отдельный турбинный преобразователь расхода, ось крыльчатки 1 которого через червячный редуктор 2 соединена с якорем 3 индуктивно-импульсного устройства (ИИУ). Якорь ИИУ представляет собой ферромагнитную пластинку, укрепленную на немагнитном цилиндрическом вращающемся основании, и помещен в магнитное поле катушки переменной индуктивности 4 с незамкнутым ферромагнитным сердечником.
Через каждые 30 оборотов крыльчатки якорь ИИУ приближается к сердечнику катушки и этим уменьшает магнитное сопротивление воздушного зазора сердечника катушки, а следовательно, вызывает в конечном счете увеличение индуктивности катушки 4.
Рис.28.Расходомер.
Катушка 4 и катушка 5 с постоянной индуктивностью включены в разные плечи четырехплечего индуктивного моста, остальные два плеча которого образованы обмотками трансформатора. При увеличении индуктивности катушки 4 на выходе моста появляется импульс напряжения. Последний после усиления усилителем мощности поступает на обмотку электромагнита счетчика импульсов.
Перед пуском авиадвигателя на барабанчиках - счетчика импульсов устанавливаются вручную показания, соответствующие заправленному количеству топлива для одного двигателя. В процессе расходования топлива показания счетчика уменьшаются. Таким образом, прибор показывает количество топлива, оставшееся в баках.
Основные приведенные погрешности расходомера из комплекта РТМС не превышают ±(2—3)%, а счетчика количества ±2,5%.
Изменение плотности топлива вызывает в РТМС появление значительной дополнительной погрешности. В целях ее уменьшения на дальних магистральных самолетах применяют или расходомер со счетчиком количества топлива с коррекцией на плотность топлива PTMCB, или специальную систему измерения расхода топлива. В первом случае на самолет устанавливается столько приборов, сколько имеется авиадвигателей. Во втором случае устанавливается одна система независимо от количества двигателей.
МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ РАСХОДА.
Переменного перепада давления основан на зависимости расхода вещества перепада давления, создаваемого неподвижным устройством, устанавливаемым в трубопроводе, или самим элементом трубопровода.
Рис.29
Обтекания основан на зависимости расхода вещества перемещения тела, воспринимающего динамическое давление обтекающего его потока.
Рис.30
Тахометрический основан на зависимости расхода вещества частоты вращения турбины, установленной в трубопроводе.
Рис.31
Термоанемометрический основан на зависимости между количеством тепла, теряемым непрерывно нагреваемым телом, помещенным в поток, и массовым расходом вещества.
Рис.32
Камерный основан на отмеривании подвижными элементами при их движении определенных объемов вещества.
Рис.33
Ультразвуковой основан на зависимости зависящем от расхода того или иного акустического эффекта, возникающего при проходе ультразвуковых колебаний через поток вещества.
Рис.34
Наиболее широкое применение нашли турбинные тахометрические расходомеры и счетчики количества топлива.
- Назначение, задачи и состав приборного оборудования.
- Приборы контроля авиационных двигателей
- Авиационные манометры
- Механические манометры
- Электромеханические дистанционные манометры пружинного типа
- Электромеханические дистанционные манометры силового типа
- Авиационные термометры
- Термометр сопротивления унифицированный туэ-48
- Электрический моторный индикатор эми-зртис
- Термометр цилиндров термоэлектрический тцт-13
- Термометр газов тг-2а
- Сдвоенная измерительная аппаратура 2иа-7а
- Авиационные измерители частоты вращения
- Магнитоиндукционные тахометры
- Магнитоиндукционный тахометр типа итэ-1т
- Магнитоиндукционный тахометр типа итэ-2т
- Тахометрическая сигнальная аппаратура
- Измерение количества топлива и масла
- Электроемкостные топливомеры
- Топливомер типа суит4-1т
- Система измерения масла сим2-1т
- Измерение расхода топлива
- Турбинный преобразователь расхода топлива
- Система измерения и расхода топлива сирт1-2т
- Измерители вибрации
- Аппаратура контроля вибрации ив-154
- Пилотажно-навигационные приборы и устройства
- Измерители высоты полета Общие сведения о высотах, атмосфере, гипсометрической таблице и эшелонировании.
- Погрешности барометрических высотомеров
- Измерители скоростей полета
- Теория аэродинамического метода измерения скорости полета
- Указатель числа м.
- Погрешности указателей скорости
- Датчики истинной воздушной скорости.
- Методы измерения вертикальной скорости
- Приборы для измерения вертикальной скорости
- Погрешности вариометров
- Измерители путевой скорости и угла сноса.
- Курсовые приборы и системы
- Магнитные компасы.
- Истинные направления.
- Понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кориолисово ускорение
- Гироскопический момент
- Некоторые сведения о гироскопе
- Основные свойства гироскопа.
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Гироскопические приборы для определения курса. Использование гироскопа с двумя степенями свободы в качестве компаса.
- Использование гироскопа с тремя степенями свободы в качестве компаса
- Гироскоп с тремя степенями свободы как указатель ортодромического курса
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Навигационные индикаторы общие принципы построения навигационных индикаторов
- Астрономические компасы.
- Курсовые системы
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Инерциальные навигационные системы
- Приемники и магистрали воздушных давлений на самолете
- Системы воздушных сигналов (свс)
- Принципы построения автоматизированных бортовых систем управления
- Основные принципы построения автоматизированных бортовых систем управления
- Среда и нагрузки, действующие на самолет
- Самолет как объект регулирования. Системы координат
- Принципы построения и действия автопилота
- Принцип действия автопилота при управлении самолетом по курсу
- Принцип действия автопилота при управлении самолетом по тангажу
- Принцип действия автопилота при стабилизации высоты полета самолета
- Бортовые системы управления полетом самолета
- Высотное оборудование самолетов влияние высотных полетов на организм человека
- Методы и средства жизнеобеспечения при выполнении высотного полета
- Основы прикладной теории гироскопа и элементы гироскопических приборов и систем понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кариолисово ускорение и гироскопический момент
- Гироскопический момент
- Гироскопы с тремя степенями свободы
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Бортовой навигационный комплекс бнк-154м