logo
Электрооборудование / АиРЭО / Приб форм НГТУ

Приемники и магистрали воздушных давлений на самолете

Высотомеры, вариометры, указатели скорости и другие манометрические пилотажно-навигационные приборы, принцип действия которых основан на косвенном методе измерения, по существу, измеряют статическое давление или разность полного и статического давлений.

На самолете существуют системы полного и статического воздушных давлений, в состав которых входят приемники воздушных давлений и магистрали из трубопроводов.

Приемники воздушных давлений (ПВД) применяются на самолетах для восприятия воздушных давлений. Они располагаются на самолете так, чтобы на них воздействовал невозмущенный поток. Такой приемник представляет собой совокупность двух концентрических трубок. Внутренняя трубка открыта с торца навстречу потоку и служит для восприятия полного давления воздушного потока Внешняя трубка с торца закрыта, но имеет ряд отверстий на боковой поверхности. Эти отверстия располагаются в зоне неискаженного статического давления и через них воспринимается статическое давление р воздуха. Рассмотрен­ный приемник воздушных давлений представляет совокупность двух приемников- приемника полного давления и приемника статического давления.

В настоящее время на самолетах получили применение раздельные приемники полного и статического давлений. Приемниками статического давления являются отверстия в фюзеляже самолета со специальными насадками или плиты статического давления, устанавливаемые на фюзеляже самолета.

Один из приемников полного давления показан на рисунке . Встречный поток воздуха попадает в камеру 1-й тормозится козырьком 2, затем под давлением рп подается по трубке 5 в камеру 9, далее.в трубку 12 со штуцером 11, который соединяется с магистралью полного давления. Козырек 2, кроме того, служит для предохранения от попадания влаги в трубку 6. Влага, попадающая в приемную камеру 1 из атмосферы, стекает через отверстие 3, находящееся в корпусе 4.

Приемник снабжен обогревательным элементом 5.

Рассмотрим одну из возможных типовых принципиальных схем магистралей воздушных давлений на самолете.

Приемники полного давления 6 и 16 устанавливаются по одному на каждом борту самолета, статические насадки 10 и 15— по четыре на каждом борту. Симметричное расположение приемников статического давления на самолете обеспечивает выравнивание давлений при полете со скольжением. Кроме основных бортовых насадков статического давления, в отсеке носового обтекателя устанавливается насадка 3 резервной статической системы.

Шесть из статических насадков объединены попарно и образуют три линии статической магистрали. От первой линии статическое давление подводится к

приборам 1 левого пилота. Полное давление к этим приборам подается от при­емника 16, расположенного на левом борту самолета.

К приборам правого пилота 2 и штурмана 17 полное давление подается от приемника 6, установленного на правом борту самолета, а статическое давление — от второй линии. Во вторую линию, кроме того, включены регулятор 12 давления воздуха внутри самолета и датчик высоты 13 из комплекта ответчика.

Третья линия статического давления подведена к анероидным коробкам командно-топливных агрегатов 11 правых двигателей и 14 левых двигателей.

Рис.68.Принципиальная схема магистралей воздушных давлений:

1—приборы левого пилота; 2—приборы правого пилота; 3—приемник резервной статической системы; 4, 18, 19—краны; 5—влагоотстойкикн; 5, 16—приемники полного давления; 7—са­мописец; 8—бароспидограф; 9—корректор высоты; 10, 15—приемники статического давле­ния; 11, 14—командно-топливные агрегаты; 12—регулятор давления воздуха; 13—датчик высоты; П—приборы штурмана

Для регистрации скорости и высоты полета на самолете обычно устанавливают бароспидограф 5 в комплекте с самописцем 7. Полное давление к ним подводится от правого приемника полного давления 6, а статическое — от четвертого приемника статического давления, расположенного на правом борту само­лета.

От четвертого приемника статического давления, расположенного на левом борту самолета, подается статическое давление в корректор высоты 9 из комплекта автопилота.

При необходимости левый пилот может свою группу анероидно-манометри-ческих приборов подключить к магистрали полного давления правого борта и к магистрали статического давления второй линии. Это осуществляется с помощью кранов 19 и 18.

В схеме предусмотрена возможность подключения приборов левого и правого пилотов к резервной магистрали статического давления, которая связана с резервным приемником 3 статического давления. Для подключения приборов левого и правого пилотов к резервной магистрали необходимо краны 4 и 18 поставить в положение «Резервный».

Для предохранения приборов от попадания влаги в магистралях полного и статического давлений установлены влагоотстойники 5. Для предохранения тру­бопроводов и приборов от попадания пыли и грязи на стоянке самолета приемники статического давления на это время закрываются заглушками, а приемники полного давления — чехлами. Заглушки и чехлы снабжены красными флажками, указывающими, что приемники закрыты и перед вылетом их необходимо открыть.