Использование гироскопа с тремя степенями свободы в качестве компаса
Гирокомпасы с тремя степенями свободы широко применяются в морском флоте, их теория и практика хорошо разработаны. Особенно ценны исследования, проведенные академиком А. Н. Крыловым и профессором Б.. И. Кудревичем.
Рис.60.
Рассмотрим только физические принципы работы одногироскопного гирокомпаса без привлечения математической теории.
Представим, что гироскоп с тремя степенями свободы установлен на земле на широте экватора. Пусть в начальный момент времени (положение I) его собственная ось вращения и кинетический момент Н направлены на восток. Внешняя ось карданова подвеса Оу направлена по вертикали, ось Ох рамы направлена на север. На внутренней раме карданова подвеса укреплен некоторый груз G, причем он расположен по оси Оу. Таким образом, центр тяжести системы оказывается смещенным по оси Оу на некоторое расстояние l от точки О.
В положении I смещение центра тяжести не создает момента вокруг точки О, так как сила тяжести, приложенная к центру масс, проходит через точку О.
Через некоторое время Земля, вследствие суточного вращения, повернется вместе с гироскопом на некоторый угол, и гироскоп займет относительно Земли положение II, сохраняя неизменным свое направление в мировом пространстве.
При этом собственная ось гироскопа окажется приподнятой над плоскостью горизонта на угол β. Теперь уже вокруг оси Ох за счет смещения центра тяжести возникнет некоторый момент Мх, вектор которого направлен по оси Ох перпендикулярно к плоскости рисунка и обращен к наблюдателю:
Мх= mglsin β
где m — масса груза; g — ускорение силы тяжести.
Под действием этого момента гироскоп прецессирует вокруг оси Оу с угловой скоростью
ωy = mglsin β/Н
При этом, согласно правилу прецессии, кинетический момент гироскопа начнет двигаться к плоскости меридиана.
За счет вращения Земли в момент времени, когда кинетический момент гироскопа достигнет плоскости меридиана (положение III), он по-прежнему будет приподнят над плоскостью горизонта. Прецессия будет продолжаться в сторону запада. Поскольку западная половина горизонта поднимается теперь относительно кинетического момента гироскопа, то угол β начнет уменьшаться, а следовательно, будет уменьшаться согласно уравнению и угловая скорость прецессии.
В некоторый момент времени (положение IV) кинетический - момент гироскопа займет горизонтальное положение, и прецессия прекратится, так как момент Мх будет равен нулю. Вследствие непрерывного вращения Земли через некоторое время снова появится угол между кинетическим моментом гироскопа и горизонтом (положение V). Кинетический момент будет теперь не приподнят над горизонтом, а опущен под горизонт. Момент Мх получит обратный знак, и возобновится прецессия в сторону меридиана с запада. Таким образом, кинетический момент гироскопа опишет замкнутую кривую в виде растянутого эллипса, меньшая полуось которого лежит в плоскости меридиана. Это будут свободные колебания гироскопа вокруг положения меридиана.
Конструкция гироскопа выполнена таким образом, что эти колебания затухают, а кинетический момент гирокомпаса устанавливается по направлению истинного меридиана.
Следовательно, гироскоп с тремя степенями свободы со смещенным центром тяжести по оси внешней рамы карданова подвеса способен отыскивать положение истинного меридиана и является компасом.
Ввиду того, что точность гироскопического компаса в определении меридиана существенно зависит от скорости и ускорений объекта, на котором он установлен, в авиации он до сих пор не используется.
- Назначение, задачи и состав приборного оборудования.
- Приборы контроля авиационных двигателей
- Авиационные манометры
- Механические манометры
- Электромеханические дистанционные манометры пружинного типа
- Электромеханические дистанционные манометры силового типа
- Авиационные термометры
- Термометр сопротивления унифицированный туэ-48
- Электрический моторный индикатор эми-зртис
- Термометр цилиндров термоэлектрический тцт-13
- Термометр газов тг-2а
- Сдвоенная измерительная аппаратура 2иа-7а
- Авиационные измерители частоты вращения
- Магнитоиндукционные тахометры
- Магнитоиндукционный тахометр типа итэ-1т
- Магнитоиндукционный тахометр типа итэ-2т
- Тахометрическая сигнальная аппаратура
- Измерение количества топлива и масла
- Электроемкостные топливомеры
- Топливомер типа суит4-1т
- Система измерения масла сим2-1т
- Измерение расхода топлива
- Турбинный преобразователь расхода топлива
- Система измерения и расхода топлива сирт1-2т
- Измерители вибрации
- Аппаратура контроля вибрации ив-154
- Пилотажно-навигационные приборы и устройства
- Измерители высоты полета Общие сведения о высотах, атмосфере, гипсометрической таблице и эшелонировании.
- Погрешности барометрических высотомеров
- Измерители скоростей полета
- Теория аэродинамического метода измерения скорости полета
- Указатель числа м.
- Погрешности указателей скорости
- Датчики истинной воздушной скорости.
- Методы измерения вертикальной скорости
- Приборы для измерения вертикальной скорости
- Погрешности вариометров
- Измерители путевой скорости и угла сноса.
- Курсовые приборы и системы
- Магнитные компасы.
- Истинные направления.
- Понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кориолисово ускорение
- Гироскопический момент
- Некоторые сведения о гироскопе
- Основные свойства гироскопа.
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Гироскопические приборы для определения курса. Использование гироскопа с двумя степенями свободы в качестве компаса.
- Использование гироскопа с тремя степенями свободы в качестве компаса
- Гироскоп с тремя степенями свободы как указатель ортодромического курса
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Навигационные индикаторы общие принципы построения навигационных индикаторов
- Астрономические компасы.
- Курсовые системы
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Инерциальные навигационные системы
- Приемники и магистрали воздушных давлений на самолете
- Системы воздушных сигналов (свс)
- Принципы построения автоматизированных бортовых систем управления
- Основные принципы построения автоматизированных бортовых систем управления
- Среда и нагрузки, действующие на самолет
- Самолет как объект регулирования. Системы координат
- Принципы построения и действия автопилота
- Принцип действия автопилота при управлении самолетом по курсу
- Принцип действия автопилота при управлении самолетом по тангажу
- Принцип действия автопилота при стабилизации высоты полета самолета
- Бортовые системы управления полетом самолета
- Высотное оборудование самолетов влияние высотных полетов на организм человека
- Методы и средства жизнеобеспечения при выполнении высотного полета
- Основы прикладной теории гироскопа и элементы гироскопических приборов и систем понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кариолисово ускорение и гироскопический момент
- Гироскопический момент
- Гироскопы с тремя степенями свободы
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Бортовой навигационный комплекс бнк-154м