Истинные направления.
Направления относительно нанесенных на карту истинных (географических) меридианов называются истинными. На полетных картах только истинные направления.
Истинным курсом (ИК) называется угол между северным направлением меридиана точки и продольной осью самолета. ИК отсчитывается от северного направления меридиана по часовой стрелке от 0 до 360°.
При наличии боковой составляющей ветра линия перемещения центра масс самолета, т. е. линия пути, не будет совпадать с направленном продольной оси самолета и будет составлять с ней угол, называемый углом сноса (УС). Если самолет имеет снос вправо, угол сноса имеет знак плюс, если влево — знак минус.
Рис.55.
Истинным путевым углом (ИПУ) называется угол, заключенный между северным направлением меридиана точки и направлением липни пути самолета.
Отсчитывается ИIIУ от северного направления меридиана но часовой стрелке от 0 до 360°
МПУ = ИК + УС.
Истинным пеленгом (ИП), или азимутом (А) на ориентир называется угол, заключенный между северным направлением меридиана и направлением па ориентир. Отсчитывается ИП меридиана по движению часовой от северного направления стрелки от 0 до 360°.
Направление на ориентир определяется также и относительно продольной оси самолета.
Угол между продольной осью самолета и направлением па ориентир называется курсовым углом (КУ).
Связь между ИК, ИП и КУ выражается формулами:
ИП =ИК + КУ;
ИК= ИП - КУ;
К У = ИП - ИК.
Локсодромия и ортодромия. Если самолет при отсутствии ветра будет следовать с постоянным истинным курсом (ИК ==const), то траекторией его
Рис.56.
движения будет локсодромия — кривая, пересекающая все меридианы между исходным пунктом маршрута (ИПМ) и конечным (КПМ) под одним углом, равным И К.
Полеты с постоянным ИК, по локсодромии легко выполнимы при помощи самых простых компасов и широко применяются при полетах на малые и средние расстояния (до 1000 км).
Однако при полетах на большие расстояния и особенно в высоких шпротах полеты но локсодромии экономически не выгодны, так как локсодромия не является кратчайшим расстоянием между двумя точками на сфере.
Кратчайшим расстоянием между двумя точками на сфере является дуга большого круга ортодромия. Поэтому все дальние перелеты самолетов целесообразно осуществлять по ортодромии. Однако выполнение полетов по ортодромии затрудняется тем обстоятельством, что ортодромии пересекает меридианы между пунктами маршрута под разными углами. Понадобилось создание специальных курсовых приборов, определяющих так называемый ортодромический курс (ОК). Такими приборами являются корректируемые гпрополукомпасы (ГПК) и астрокомпасы горизонтальной системы координат (типа ДАК-ДБ).
Ортодромическим курсом называется угол между северным направлением меридиана ИПМ и ортодромией полета. Отсчитывается ОК от северного направления меридиана по часовой стрелке от 0 до 360°.
Ортодромический курс можно также представлять как истинный курс самолета относительно меридиана ИПМ.
В промежуточных точках маршрута истинные курсы самолета не равны ортодромическому и отличаются от него на величину угла схождения меридианов σ, который равен
σ = (λ — λо) sin φср,
где λо — долгота ИПМ;
λ — долгота промежуточной точки;
φср — средняя широта между ИПМ и рассматриваемой точкой
φср=(φ + φо) :2.
Ортодромический курс ОК = ИК-σ.
Знак угла схождения меридианов σ определяется знаком разности долгот
λ — λо и знаком sin φср.
Магнитные направления. В навигации широко применяется способ определения курса с использованием магнитного поля Земли. Земля представляет собой большой магнит с полюсами, не совпадающими с географическими.
Рис.57.Элементы земного магнетизма (а) и магнитные направления (б)
Магнитное поле Земли в каждой точке характеризуется напряженностью, вектор которой Т (а) направлен по касательной к магнитной силовой линии. Вектор Т в общем случае не горизонтален, а отклонен от горизонта вниз па угол магнитного наклонения θ. Проекция вектора Т на плоскость горизонта называется горизонтальной составляющей земного магнетизма Н и равна
Н = Тcosθ.
Горизонтальная составляющая земного магнетизма Н служит направляющей силой магнитной стрелки. Под действием силы Н стрелка устанавливается вдоль силовой линии.
Величина силы Н зависит от места нахождения самолета на земной поверхности. Наибольшей она будет на магнитном экваторе, где θ = 0°, и наименьшей — в районах магнитных полюсов (θ = 90°).
Магнитный курс (МК) — это угол между северным направлением магнитного меридиана и направлением продольной оси самолета. Отсчитывается МК от северного направления магнитного меридиана по часовой стрелке от 0° до 360°.
Истинный курс может быть найден из выражения
ИК = МК + ΔМ.
Магнитным пеленгом (МП) ориентира называется угол, заключенный между северным направлением магнитного меридиана и направлением на ориентир. Связь магнитного пеленга с истинным пеленгом и курсом выражается следующими алгебраическим» формулами:
МП = МК + КУ;
МП = ИП - ΔМ ;
МП == ИК + КУ - ΔМ.
То что магнитные направления положены в основу всех навигационных расчетов дальней и особенно ближней навигации (маневрирование в зоне аэроузлов) объясняется, прежде всего, технической простотой измерения магнитных направлений и простотой перехода от, магнитных направлений к истинным. Поэтому даже гироскопические курсовые приборы (гирополукомпасы), принцип действия которых не связан с использованием магнитного поля Земли, согласовывают или корректируют по показаниям маг нитных или индукционных компасов.
Компасные направления. Кроме магнитного поля Земли, на чувствительный элемент магнитного или индукционного компасов воздействует возмущающее магнитное поле самолета, создаваемо» близлежащими ферромагнитными массами и токонесущими проводами.
Девиацию определяют путем сравнения отсчета курса по компасу (КК) с фактическим магнитным курсом (МК) полета или стоянки самолета на земле. Тогда
δ = МК - КК.
Для определения МК существует несколько способов. На современных самолетах девиация компаса не превышает 3—4°. Применяя специальные девиационные приборы и корректоры, девиацию удается почти полностью исключить из показаний приборов.
Связь КК с ИК определяется формулой
ИК = КК + ΔК,
где ΔК — поправка магнитного компаса, равная алгебраической сумме магнитного склонения и девиации.
Рис.58
Понятие компасных направлений справедливо не только для компасов магнитно-индукционной группы, но и для компасов других типов — гироскопических и астрономических. И в этих случаях связь ИК и КК определяется формулой, но только природа поправки компаса ΔК здесь иная. Для этих компасов ΔК представляет сумму остаточных (не скомпепсированных) и накопившихся инструментальных и методических погрешностей, взятых с обратным знаком. Поправка компаса во всех случаях определяется как разность ИК и КК, т. е. ΔК = ИК - КК.
- Назначение, задачи и состав приборного оборудования.
- Приборы контроля авиационных двигателей
- Авиационные манометры
- Механические манометры
- Электромеханические дистанционные манометры пружинного типа
- Электромеханические дистанционные манометры силового типа
- Авиационные термометры
- Термометр сопротивления унифицированный туэ-48
- Электрический моторный индикатор эми-зртис
- Термометр цилиндров термоэлектрический тцт-13
- Термометр газов тг-2а
- Сдвоенная измерительная аппаратура 2иа-7а
- Авиационные измерители частоты вращения
- Магнитоиндукционные тахометры
- Магнитоиндукционный тахометр типа итэ-1т
- Магнитоиндукционный тахометр типа итэ-2т
- Тахометрическая сигнальная аппаратура
- Измерение количества топлива и масла
- Электроемкостные топливомеры
- Топливомер типа суит4-1т
- Система измерения масла сим2-1т
- Измерение расхода топлива
- Турбинный преобразователь расхода топлива
- Система измерения и расхода топлива сирт1-2т
- Измерители вибрации
- Аппаратура контроля вибрации ив-154
- Пилотажно-навигационные приборы и устройства
- Измерители высоты полета Общие сведения о высотах, атмосфере, гипсометрической таблице и эшелонировании.
- Погрешности барометрических высотомеров
- Измерители скоростей полета
- Теория аэродинамического метода измерения скорости полета
- Указатель числа м.
- Погрешности указателей скорости
- Датчики истинной воздушной скорости.
- Методы измерения вертикальной скорости
- Приборы для измерения вертикальной скорости
- Погрешности вариометров
- Измерители путевой скорости и угла сноса.
- Курсовые приборы и системы
- Магнитные компасы.
- Истинные направления.
- Понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кориолисово ускорение
- Гироскопический момент
- Некоторые сведения о гироскопе
- Основные свойства гироскопа.
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Гироскопические приборы для определения курса. Использование гироскопа с двумя степенями свободы в качестве компаса.
- Использование гироскопа с тремя степенями свободы в качестве компаса
- Гироскоп с тремя степенями свободы как указатель ортодромического курса
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Навигационные индикаторы общие принципы построения навигационных индикаторов
- Астрономические компасы.
- Курсовые системы
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Инерциальные навигационные системы
- Приемники и магистрали воздушных давлений на самолете
- Системы воздушных сигналов (свс)
- Принципы построения автоматизированных бортовых систем управления
- Основные принципы построения автоматизированных бортовых систем управления
- Среда и нагрузки, действующие на самолет
- Самолет как объект регулирования. Системы координат
- Принципы построения и действия автопилота
- Принцип действия автопилота при управлении самолетом по курсу
- Принцип действия автопилота при управлении самолетом по тангажу
- Принцип действия автопилота при стабилизации высоты полета самолета
- Бортовые системы управления полетом самолета
- Высотное оборудование самолетов влияние высотных полетов на организм человека
- Методы и средства жизнеобеспечения при выполнении высотного полета
- Основы прикладной теории гироскопа и элементы гироскопических приборов и систем понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кариолисово ускорение и гироскопический момент
- Гироскопический момент
- Гироскопы с тремя степенями свободы
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Бортовой навигационный комплекс бнк-154м