logo
Электрооборудование / АиРЭО / Приб форм НГТУ

Курсовые системы

Ни один из вышерассмотренных курсовых приборов вследствие присущих им недостатков не в состоянии обеспечить то измерение курса в любых условиях полета. Поэтому для повышения мобильности и точности его определения разработаны и нашли практическое применение единые курсовые системы. При создании таких систем удалось в какой-то мере скомпенсировать недостатки достоинствами различных по принципу действия измерителей курса благодаря их рациональному синтезу.

Современная курсовая система представляет собой комплекс гироскопического, магнитного и астрономического датчиков, которые позволяют с достаточной точностью измерять и выдавать сигналы курса на указатели и другие устройства для решения пилотажных и навигационных задач.

Использование одних и же указателей и простота перевода системы из одного режима в другой — еще одно преимущество комплексной системы.

В зависимости от географического района полета, времени суток, метеорологических условий, уровня естественных искусственно созданных помех курсовая система типа ТКС может работать в режиме гирополукомпаса (ГПК) и в режимах магнитной (МК) или астрономической (АК) коррекции. Для работы на каждый из них система переключается с пульта управления переключателем.

Датчиком системы является гироагрегат ГА. Его чувствитвительным элементом служит астатический гироскоп с тремя степенями свободы. Для удержания главной оси ротора в горизонтальном положении используется система горизонтальной коррекции, которая для уменьшения послевиражных погрешностей отключается гироскопическим выключателем коррекции ВК-53РБ.

С целью исключения креновых погрешностей гироскоп установлен в дополнительной раме. Ее вертикальное положение контролируется центральной гировертикалью ЦГВ, и в случае ухода рамы из вертикали по сигналам рассогласования у она восстанавливается следящей системой в исходное положение.

Поскольку гироскопу свойственен «кажущийся» уход его который зависит от широты φ местности, для исключения этого явления применена система азимутальной коррекции. Управление этой системой осуществляется с пульта управления рукояткой задатчика широты.

Таким образом, независимо от положения самолета и координат местности главная ось гироагрегата оказывается стабилизирован­ной в горизонтальной плоскости и удерживается в азимуте.

В режиме ГПК сигнал курса посредством двухканальной сельсинной передачи с ГА передается на центральный указатель штур­мана УШ, где трансформируется в поворот его шкалы относи­тельно неподвижного индекса. В свою очередь этот указатель выдает сигналы курса указателям УК. Наличие в нем сель­синов-приемников позво­ляет измерять курсовые углы радиостанций по повороту стре­лок относительно шкалы. Введение магнитного склонения Δм осуществляется кремальерой.

Для уменьшения накопления ошибки в измерении курса с те­чением времени необходимо периодически осуществлять коррек­цию от магнитного или астрономического компаса.

В режиме МК датчиком компасного курса служит индукцион­ный датчик ИД. Сигнал, пропорциональный этому курсу, посту­пает в коррекционный механизм КМ, где компенсируется девиа­ция ΔК и вводится условное магнитное склонение ΔМУ. Откоррек­тированный сигнал, пропорциональный магнитному курсу с по­мощью сельсинной передачи, подается на гироагрегат. С его сель­синов осредненное значение гиромагнитного курса поступает на указатели.

В режиме астрономической коррекции уход гироскопа корректируется от астрокомпаса ДАК-ДБ.

Особенность магнитной и астрономической коррекции гороагрегата заключается в том, что уход оси гироскопа в aзимуте устраняется не силовым воздействием на гироскоп, а доворотом статора сельсина-датчика относительно ротора на такой же yгол. В результате этого гироагрегат выполняет функцию осреднителя погрешностей магнитного и астрономического компасов.

При значительном рассогласовании между гироагрегатом индукционным датчиком или астрокомпасом используется кнопка согласования КС на пульте управления, нажатием на нее обеспечивается уменьшение передаточного отношения редукторов отрабатывающих двигателей следящей системы и как результат увеличение скорости согласования системы.

Резервирование системы благодаря запасному гироагрегату позволяет повысить ее надежность.