logo
Электрооборудование / АиРЭО / Приб форм НГТУ

Курсовые приборы и системы

Курс самолета является одним из важнейших навигационных параметров. Он измеряется в плоскости земли по часовой стрелке от заранее определенной линии отсчета к проекции продольной оси самолета. На практике в качестве линий отсчета исполь­зуются направления географического или магнитного меридиа­нов и ортодромии.

Локсодромия

Ортодромия

Рис.50.

Если курс самолета измеряется относительно географического мери­диана, он называется истинным (ИК). Поскольку географический и маг­нитный полюсы, а следовательно, и их меридианы не совпадают, маг­нитный курс (МК) отличается от ис­тинного на величины углов ΔM маг­нитного склонения. Их значения и знаки для различных точек земли учитываются по специальным картам, на которые нанесены линии равных магнитных склонений—изогоны и место магнитных аномалий.

При полетах по локсодро­мии — все земные меридианы пересекаются под одним и тем же углом ψ, что используется для прокладки маршрута при пролетах по магнитному компасу.

Ортодромия, представля­ющая собой линию кратчайшего расстояния между двумя точками на поверхности Земного шара, используется при выборе маршрута полета на большие расстояния, что позволяет значительно сокра­тить расход горючего в полете.

Курс самолета измеряется приборами и системами, принцип действия которых основан на разнообразных физических и астро­номических закономерностях.

В зависимости от принципа, положенного в основу работы датчиков, курсовые приборы и системы подразделяются на магнитные, индукционные, астрономические и радиотехнические.

Рис.51.Географические координаты