logo
Электрооборудование / АиРЭО / Приб форм НГТУ

Электроемкостные топливомеры

Рассмотренные рычажно-поплавковые топливомеры и масломеры наряду с достоинствами (малый вес, простота устройства, дешевизна изготовления и др.) обладают рядом недостатков.

Таким топливомером невозможно замерить полный запас топлива в высоком узком баке, так как при большой высоте столба топлива необходима соответствующая длина рычага поплавка, которая ограничивается поперечными размерами бака.

Поплавковые топливомеры неприемлемы для баков с внутренними перегородками или сложной формы. Самое главное, что рычажно-поплавковые топливомеры не позволяют:

-измерить массу топлива (масла);

-автоматизировать последовательность выработки топлива из баков и последовательность заправки баков топливом;

-автоматизировать перекачку топлива для поддержания центровки самолета, что особенно важно для ВС с большим количеством топливных баков.

Поэтому в настоящее время широкое распространение получили электроемкостные топливомеры и масломеры.

Таким образом, можно считать, что каждому уровню, а следовательно, и количеству залитого топлива соответствует определенное значение емкости конденсатора.

Емкостные топливомеры со­стоят из датчика, расположенного в топливном баке, и указателя, смонтированного на приборной доске самолета. В комплект прибо­ра входит также блок измерения, содержа­щий усилительно-преобразующие и коммутационные элементы, ко­торые конструктивно не размещаются внутри указателя.

Принцип действия электроемкостных топливомеров основан на зависимости емкости конденсатора от уровня и диэлектрической проницаемости жидкости, находящейся между его электродами.

Датчиком электроемкостно­го топливомера является кон­денсатор, составленный из двух или более концентрично распо­ложенных труб, помещаемых в топливный бак (рис. 7.3).

При заполнении баков топливом заполняются зазоры между трубами, а так как диэлектрическая проницаемость топлива и воздуха различна, то изменение уровня топлива в баках приводит к изменению электрической емкости датчика.

C=,

где:

e1- диэлектрическая проницаемость воздуха;

e2- диэлектрическая проницаемость топлива;

l1-длина датчика не заполненного топливом;

l2- длина датчика заполненного топливом;

d1-диаметр внутренней трубы датчика;

d2- диаметр внешней трубе датчика.

Инструментальные погрешности емкостного топливомера вызываются главным образом влиянием температуры на параметры элементов мостовой схемы (конденсаторов, сопротивлений). Уменьшение этих погрешностей достигается применением элементов с малыми температурными коэффициентами или введением температурной компенсации.