Основные принципы построения автоматизированных бортовых систем управления
Представление о составе АБСУ и ее функциональном взаимодействии с другим оборудованием самолета дает обобщенная блок-схема.
Все бортовое оборудование, обеспечивающее управление самолетом, в настоящее время объединяется в три комплекса — пилотажный комплекс (ПК), навигационный комплекс (НК) и АБСУ. При этом к ПК относят оборудование, с помощью которого осуществляется непосредственное пилотирование самолета (авиагоризонт, гирополукомпас, магнитный компас, указатель скорости, высотомер, вариометр и пр.). Его особенностью является требование повышенной надежности при сравнительно мягких требованиях к точности. К НК относят оборудование, помогающее решать задачу самолетовождения. При сравнительно мягких требованиях к надежности НК должен обладать повышенной точностью. Работа АБСУ протекает в тесном взаимодействии с ПК и НК, при этом ПК и в особенности НК сами по себе могут иметь сложную структуру.
В блок-схеме АБСУ можно выделить несколько контуров, используемых в различных режимах работы:
-контур стабилизации скорости полета 1,
-контур улучшения характеристик устойчивости и управляемости самолета 2,
-контур угловой стабилизации самолета 3,
-контур траекторного управления 4,
-контур директорного управления 5,
-контур штурвального управления 6.
Название последнего контура сугубо условно. В режиме штурвального управления пилот пользуется указателями ПК и НК, однако параллельное использование контуров 1 и 2 АБСУ позволяет придать системе самолет — летчик новое качество. Условным является и разделение системы на систему автоматического управления (САУ), систему траекторного управления (СТУ) и автомат тяги (АТ).
Под САУ в последнее время часто понимают совокупность элементов, выполняющих функции обычного автопилота и улучшающих характеристики устойчивости и управляемости самолета. По этому признаку к САУ следует отнести датчики контура улучшения характеристик устойчивости и управляемости (ДУУ), вычислитель САУ (ВСАУ), сервоприводы (СП) органов управления, механизм эффекта триммирования (МЭТ). К СТУ при этом относят элементы, решающие задачу стабилизации центра масс самолета. Элементы АБСУ, управляющие работой двигателей самолета и решающие задачу стабилизации скорости полета, относят к AT.
Особо следует остановиться на роли механизма эффекта триммирования. В случае применения пропорционального сервопривода МЭТ, представляющий интегрирующее звено (электродвигатель с редуктором), осуществляет перемещение пружинного загружателя штурвала самолета (схема соединения штурвала с бустером руля высоты) при появлении постоянной составляющей сигнала на выходе вычислителя САУ, приводя тем самым штурвал в положение, соответствующее балансировочному положению руля высоты. В результате устраняется статическая ошибка стабилизации, а рывок руля при отключении САУ уменьшается до приемлемой величины.
Рассмотренная схема в значительной степени является упрощенной, так как не отражает внутренней структуры AT, не учитывает особенности стыковки AT с САУ и СТУ и некоторые другие внутренние связи, в ней не указаны элементы резервирования и контроля.
- Назначение, задачи и состав приборного оборудования.
- Приборы контроля авиационных двигателей
- Авиационные манометры
- Механические манометры
- Электромеханические дистанционные манометры пружинного типа
- Электромеханические дистанционные манометры силового типа
- Авиационные термометры
- Термометр сопротивления унифицированный туэ-48
- Электрический моторный индикатор эми-зртис
- Термометр цилиндров термоэлектрический тцт-13
- Термометр газов тг-2а
- Сдвоенная измерительная аппаратура 2иа-7а
- Авиационные измерители частоты вращения
- Магнитоиндукционные тахометры
- Магнитоиндукционный тахометр типа итэ-1т
- Магнитоиндукционный тахометр типа итэ-2т
- Тахометрическая сигнальная аппаратура
- Измерение количества топлива и масла
- Электроемкостные топливомеры
- Топливомер типа суит4-1т
- Система измерения масла сим2-1т
- Измерение расхода топлива
- Турбинный преобразователь расхода топлива
- Система измерения и расхода топлива сирт1-2т
- Измерители вибрации
- Аппаратура контроля вибрации ив-154
- Пилотажно-навигационные приборы и устройства
- Измерители высоты полета Общие сведения о высотах, атмосфере, гипсометрической таблице и эшелонировании.
- Погрешности барометрических высотомеров
- Измерители скоростей полета
- Теория аэродинамического метода измерения скорости полета
- Указатель числа м.
- Погрешности указателей скорости
- Датчики истинной воздушной скорости.
- Методы измерения вертикальной скорости
- Приборы для измерения вертикальной скорости
- Погрешности вариометров
- Измерители путевой скорости и угла сноса.
- Курсовые приборы и системы
- Магнитные компасы.
- Истинные направления.
- Понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кориолисово ускорение
- Гироскопический момент
- Некоторые сведения о гироскопе
- Основные свойства гироскопа.
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Гироскопические приборы для определения курса. Использование гироскопа с двумя степенями свободы в качестве компаса.
- Использование гироскопа с тремя степенями свободы в качестве компаса
- Гироскоп с тремя степенями свободы как указатель ортодромического курса
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Навигационные индикаторы общие принципы построения навигационных индикаторов
- Астрономические компасы.
- Курсовые системы
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Инерциальные навигационные системы
- Приемники и магистрали воздушных давлений на самолете
- Системы воздушных сигналов (свс)
- Принципы построения автоматизированных бортовых систем управления
- Основные принципы построения автоматизированных бортовых систем управления
- Среда и нагрузки, действующие на самолет
- Самолет как объект регулирования. Системы координат
- Принципы построения и действия автопилота
- Принцип действия автопилота при управлении самолетом по курсу
- Принцип действия автопилота при управлении самолетом по тангажу
- Принцип действия автопилота при стабилизации высоты полета самолета
- Бортовые системы управления полетом самолета
- Высотное оборудование самолетов влияние высотных полетов на организм человека
- Методы и средства жизнеобеспечения при выполнении высотного полета
- Основы прикладной теории гироскопа и элементы гироскопических приборов и систем понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кариолисово ускорение и гироскопический момент
- Гироскопический момент
- Гироскопы с тремя степенями свободы
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Бортовой навигационный комплекс бнк-154м