logo search
Электрооборудование / АиРЭО / Приб форм НГТУ

Элементы теории гироскопов

Приборы и системы, основной частью которых служит гироскоп, называют гироскопическими приборами и системами. Современные гироскопические приборы и системы представляют собой сложные электромеханические устройства, в которых использованы высоко­оборотные и асинхронные двигатели, безмоментные индуктивные чувствительные элементы, электронные, транзисторные и магнитные усилители, сельсинные и потенциометрические дистанционные пе­редачи.

Гироскопические системы применяются в различных областях техники: в авиации, в морском флоте для целей навигации и авто­матического управления; в артиллерии и на танках для определе­ния курса, для стабилизации орудий и прицелов на выбранном на­правлении; в горнорудной и нефтяной промышленности, для про­кладки шахт, при бурении скважин и др.

С помощью гироскопических систем определяют направление меридиана и истинной вертикали, измеряют угловые скорости и ус­корения, а также линейную скорость движения различных объектов и координаты места их расположения.

Гироскопические приборы и системы по принципу действия де­лят на следующие основные группы: гироскопы с двумя и тремя степенями свободы, курсовые гироскопические системы, гироскопические стабилизаторы, гироскопические датчики направления истинной вертикали и инерциальные системы.

Гироскопические стабилизаторы используются в технике как са­мостоятельные системы и служат для стабилизации и управления самолета, космического летательного аппарата, антенны и т. п. на заданном направлении.

Курсовые гироскопические системы и датчики направления ис­тинной вертикали представляют собой гироскопические стабилиза­торы, корректируемые с помощью какого-либо чувствительного элемента (физический маятник, магнит, индукционный датчик), который обладает свойствами избирательности по отношению к на­правлению истинной вертикали или меридиана.

Инерциальные системы являются прецизионными и наиболее сложными гироскопическими устройствами, содержащими акселе­рометры или акселерометры-интеграторы, стабилизированные в пространстве с помощью курсовой системы и датчика направления истинной вертикали и выполняющие интегрирование ускорений, возникающих при движении самолета, с целью определения скоро­сти полета и местоположения самолета относительно земли или в мировом пространстве.

Рис.82.Гироскоп в кардановом подвесе:

1-ротор гироскопа; 2-внутренняя рамка карданова подвеса;

3-наружная рамка карданова подвеса; 4-подставка.

Рис.83.Гироскоп с тремя степенями свободы:

1—ротор; 2—ось собственного вращения; 3—внутренняя рама карданова подвеса; 4—внешняя рама карданова подвеса; 5— внутренняя ось подвеса; 6— внешняя ось подвеса