logo search
Электрооборудование / АиРЭО / Приб форм НГТУ

Навигационные индикаторы общие принципы построения навигационных индикаторов

Одной из основных задач воздушной навигации является определение текущего местоположения самолет относительно заранее выбранной системы координат.

Местоположение самолета может быть определен различными методами: визуально, с помощью либо радиотехнических или астросредств.

Перечисленные методы имеют существенный недостаток, заключающийся в том, что все они требуют либо определенных метеорологических условий, либо дополнительного наземного оборудования района полетов.

Рис.64.

Штурман воздушного судна имеет возможность определения текущего местоположения самолета методом счисления пути, сущность которого заключается в том, что штурман, зная скорость полета, направление и время полета, откладывает на карте отрезки пройденного пути, на которых скорость и направление полета. навигационного индикатора оставались постоянными.

Автоматические устройства, выполняющие эти же операции, получили название автоштурманов или навигационных индикаторов. В основу работы этих устройств положены уравнения счисления текущих координат места самолета в прямоугольной системе координат.

Пусть ВОС некоторая прямоугольная система координат, в которой происходит определение текущего местоположения самолета. В общем случае система ВОС может быт повернута относительно географической системы координа «Север - Восток» на некоторый угол φк, отсчитываемый от северного направления меридиана по часовой стрелке. В момент начала счисления пройденного пути самолет находится точке 0 с координатами Во и Со, имея путевую скорость W, истинную воздушную скорость V, истинный курс γи, при этом на высоте полета направление ветра U определяется углом δ, отсчитываемым тоже от северного направления меридиана по часовой стрелке; здесь угол ε — угол сноса. Осуществляя непрерывное интегрирование вектора путевой скорости, получаем текущее местоположение самолета.

Как видно из рис., если известен вектор путевой скорости W и угол сноса £, то текущие координаты самолета в системе БОС можно определить следующим образом:

В=ВО +

С=СО +