logo search
Электрооборудование / АиРЭО / Приб форм НГТУ

Использование гироскопа с тремя степенями свободы в качестве компаса

Гирокомпасы с тремя степенями свободы широко применяются в морском флоте, их теория и практика хорошо разработаны. Особенно ценны исследования, проведенные академиком А. Н. Крыловым и профессором Б.. И. Кудревичем.

Рис.60.

Рассмотрим только физические принципы работы одногироскопного гирокомпаса без привлечения математической теории.

Представим, что гироскоп с тремя степенями свободы установлен на земле на широте экватора. Пусть в начальный момент времени (положение I) его собственная ось вращения и кинетический момент Н направлены на восток. Внешняя ось карданова подвеса Оу направлена по вертикали, ось Ох рамы направлена на север. На внутренней раме карданова подвеса укреплен некоторый груз G, причем он расположен по оси Оу. Таким образом, центр тяжести системы оказывается смещенным по оси Оу на некоторое расстояние l от точки О.

В положении I смещение центра тяжести не создает момента вокруг точки О, так как сила тяжести, приложенная к центру масс, проходит через точку О.

Через некоторое время Земля, вследствие суточного вращения, повернется вместе с гироскопом на некоторый угол, и гироскоп займет относительно Земли положение II, сохраняя неизменным свое направление в мировом пространстве.

При этом собственная ось гироскопа окажется приподнятой над плоскостью горизонта на угол β. Теперь уже вокруг оси Ох за счет смещения центра тяжести возникнет некоторый момент Мх, вектор которого направлен по оси Ох перпен­дикулярно к плоскости рисунка и обращен к наблюдателю:

Мх= mglsin β

где m — масса груза; g — ускорение силы тяжести.

Под действием этого момента гироскоп прецессирует вокруг оси Оу с угловой скоростью

ωy = mglsin β/Н

При этом, согласно правилу прецессии, кинетический момент гироскопа начнет двигаться к плоскости меридиана.

За счет вращения Земли в момент времени, когда кинетический момент гироскопа достигнет плоскости меридиана (положение III), он по-прежнему будет приподнят над плоскостью горизонта. Прецессия будет продолжаться в сторону запада. Поскольку западная половина горизонта поднимается теперь относительно кинетического момента гироскопа, то угол β начнет уменьшаться, а следовательно, будет уменьшаться согласно уравнению и угловая скорость прецессии.

В некоторый момент времени (положение IV) кинетический - момент гиро­скопа займет горизонтальное положение, и прецессия прекратится, так как момент Мх будет равен нулю. Вследствие непрерывного вращения Земли через некоторое время снова появится угол между кинетическим моментом гироскопа и горизонтом (положение V). Кинетический момент будет теперь не приподнят над горизонтом, а опущен под горизонт. Момент Мх получит обратный знак, и возобновится прецессия в сторону меридиана с запада. Таким образом, кинетический момент гироскопа опишет замкнутую кривую в виде растянутого эллипса, меньшая полуось которого лежит в плоскости меридиана. Это будут свободные колебания гироскопа вокруг положения меридиана.

Конструкция гироскопа выполнена таким образом, что эти колебания затухают, а кинетический момент гирокомпаса устанавливается по направлению истинного меридиана.

Следовательно, гироскоп с тремя степенями свободы со смещенным центром тяжести по оси внешней рамы карданова подвеса способен отыскивать положение истинного меридиана и является компасом.

Ввиду того, что точность гироскопического компаса в определении меридиана существенно зависит от скорости и ускорений объекта, на котором он установлен, в авиации он до сих пор не используется.