Астрономические компасы.
Одной из разновидностей методов навигации самолетов является астрономическая навигация. С помощью астрономических компасов имеется возможность непосредственного измерения истинного и ортодромического курса в любых широтах. Работа этих компасов основана на визировании небесных светил и поэтому не зависит от наземного обеспечения или функционирования каких-либо вспомогательных бортовых систем. Однако визирование светил возможно в условиях их видимости и при отсутствии световых помех.
В авиационной астрономии принято изображать небесную сферу в виде сферы произвольного радиуса с центром в точке положения наблюдателя. Ее видимое вращение происходит вокруг оси Мира, имеющей северный Р и южный Р' полюсы. При этом большой круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна к оси Мира, образует небесный экватор QBИQ'3И. Точка, находящаяся на небесной сфере по вертикали над наблюдателем, носит название зенита и обозначается буквой Z, а под ним — надира и обозначается буквой Z'.
Плоскость, перпендикулярная к линии ZZ', при пересечении сферы образует истинный
Рис.65.Схема небесной сферы.
горизонт СИВИЮИ3И. Большой круг небесной сферы, проходящий через полюсы Мира, зенит и надир, называется небесным меридианом. Окружность на небесной сфере, плоскость которой проходит через отвесную линию ZZ' и светило М, называется вертикалом светила.
Для определения положения светила М на небесной сфере применяются две системы координат: экваториальная и горизонтальная.
В основу моделирования экваториальной системы положены небесные экватор и меридиан. Место светила в этой системе определяется его углом склонения δ и часовым углом t. Поскольку вращение небесной сферы происходит вокруг оси Мира, склонение светила неизменно, а часовой угол изменяется равномерно с течением времени. Поэтому карты неба и авиационные астрономические ежегодники (ААЕ) составляются в экваториальной системе координат.
В горизонтальной системе координат основными кругами, относительно которых определяется место светила, являются небесные меридиан и истинный горизонт. Координатами места светила служат его высота h и азимут А. Основное достоинство горизонтальной системы заключается в простоте измерений угловых координат. Однако их величины непрерывно и неравномерно изменяются вследствие вращения небесной сферы.
Образующийся в результате пересечения небесного меридиана, вертикала светила и его часового круга сферический треугольник MPZ называется параллактическим. Проектируя его на плоскость истинного горизонта, можно определить истинный курс самолета.
ИК = А - КУ,
где КУ — курсовой угол светила, т. е. угол между продольной осью самолета и направлением Z1M1 на светило.
- Назначение, задачи и состав приборного оборудования.
- Приборы контроля авиационных двигателей
- Авиационные манометры
- Механические манометры
- Электромеханические дистанционные манометры пружинного типа
- Электромеханические дистанционные манометры силового типа
- Авиационные термометры
- Термометр сопротивления унифицированный туэ-48
- Электрический моторный индикатор эми-зртис
- Термометр цилиндров термоэлектрический тцт-13
- Термометр газов тг-2а
- Сдвоенная измерительная аппаратура 2иа-7а
- Авиационные измерители частоты вращения
- Магнитоиндукционные тахометры
- Магнитоиндукционный тахометр типа итэ-1т
- Магнитоиндукционный тахометр типа итэ-2т
- Тахометрическая сигнальная аппаратура
- Измерение количества топлива и масла
- Электроемкостные топливомеры
- Топливомер типа суит4-1т
- Система измерения масла сим2-1т
- Измерение расхода топлива
- Турбинный преобразователь расхода топлива
- Система измерения и расхода топлива сирт1-2т
- Измерители вибрации
- Аппаратура контроля вибрации ив-154
- Пилотажно-навигационные приборы и устройства
- Измерители высоты полета Общие сведения о высотах, атмосфере, гипсометрической таблице и эшелонировании.
- Погрешности барометрических высотомеров
- Измерители скоростей полета
- Теория аэродинамического метода измерения скорости полета
- Указатель числа м.
- Погрешности указателей скорости
- Датчики истинной воздушной скорости.
- Методы измерения вертикальной скорости
- Приборы для измерения вертикальной скорости
- Погрешности вариометров
- Измерители путевой скорости и угла сноса.
- Курсовые приборы и системы
- Магнитные компасы.
- Истинные направления.
- Понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кориолисово ускорение
- Гироскопический момент
- Некоторые сведения о гироскопе
- Основные свойства гироскопа.
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Гироскопические приборы для определения курса. Использование гироскопа с двумя степенями свободы в качестве компаса.
- Использование гироскопа с тремя степенями свободы в качестве компаса
- Гироскоп с тремя степенями свободы как указатель ортодромического курса
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Навигационные индикаторы общие принципы построения навигационных индикаторов
- Астрономические компасы.
- Курсовые системы
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Инерциальные навигационные системы
- Приемники и магистрали воздушных давлений на самолете
- Системы воздушных сигналов (свс)
- Принципы построения автоматизированных бортовых систем управления
- Основные принципы построения автоматизированных бортовых систем управления
- Среда и нагрузки, действующие на самолет
- Самолет как объект регулирования. Системы координат
- Принципы построения и действия автопилота
- Принцип действия автопилота при управлении самолетом по курсу
- Принцип действия автопилота при управлении самолетом по тангажу
- Принцип действия автопилота при стабилизации высоты полета самолета
- Бортовые системы управления полетом самолета
- Высотное оборудование самолетов влияние высотных полетов на организм человека
- Методы и средства жизнеобеспечения при выполнении высотного полета
- Основы прикладной теории гироскопа и элементы гироскопических приборов и систем понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кариолисово ускорение и гироскопический момент
- Гироскопический момент
- Гироскопы с тремя степенями свободы
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Бортовой навигационный комплекс бнк-154м