logo search
Электрооборудование / АиРЭО / Приб форм НГТУ

Указатель числа м.

Многие характеристики самолета зависят от числа М. Так, например, при изменении числа М от 0,6 до 1,0 коэффициент лобового сопротивления сх возрастает, а коэффициент подъемной силы су уменьшается. При М > 1,0 оба коэффициента медленно уменьшаются и изменяется сопротивление воздухозаборника реактивного двигателя. Все это приводит к изменению характеристик управляемости самолета. Поэтому пилоту необходимо знать те значения числа М, при которых такое изменение происходит.

Прибор, с помощью которого измеряется число М полета, называется указателем числа М. Существующие указатели числа М основаны на измерении отношения динамического давления Δр воздуха к статическому давлению р. Число М является функцией отношения динамического давления к статическому, независимо от температуры воздуха.

Для указателя числа М нужна схема, аналогичная схеме указателя истинной воздушной скорости, но без элемента, учитывающего температуру воздуха.

17 16 15 14 13

Рис.46.Кинематическая схема указателя числа М:

1—стрелка; 2—грибка; 3, 7, 9—оси; 4, 5, в, 15, 16—поводки; 8, 10—кри­вошипы; II, 13—тяги; 12—блок анероидных коробок; 14— манометриче­ская коробка; 17—зубчатый сектор

Принцип действия прибора следующий. Под действием динамического давления Δр деформируется манометрический блок 14. При этом посредством тяги 13 и кривошипа 8 поворачивается ось 7. Последняя через поводки 6, 5 и 4 поворачивает ось 3. От оси 3 через поводки 15 и 16 движение передается на сектор 17. Сектор вращает трибку 2, на оси которой укреплена стрелка 1.

Коррекция изменения статического давления осуществляется от анероидного блока 12, который деформируется при изменении статического давления р. Деформация анероидного блока посредством тяги 11 и кривошипа 10 передается на ось 9, а от нее на поводок 5. При этом меняется передаточное отношение от оси 7 к оси 3.

Выпускаемые промышленностью указатели числа М типа МС-1 , МС-1,5 и др. имеют электрическую сигнализацию предельного значения числа М, которое отмечено на шкале прибора красной риской. При достижении самолетом скорости, соответствующей максимальному числу М, загораются сигнальные лампочки «Скорость велика», расположенные на приборных досках пилотов.