Пилотажно-навигационные приборы и устройства
Конечной целью полета является вывод самолета в расчетную точку пространства относительно земной поверхности, которая характеризуется высотой и географическими координатами: широтой φ и долготой λ, измеряемыми от экватора и начального меридиана земли.
Приборы, предназначенные для измерения высоты полета над земной поверхностью, называются высотомерами.
Различают три высоты полета: абсолютную — высоту относительно уровня моря; относительную — высоту относительно какого-либо места, например, аэродрома взлета или посадки; истинную — высоту над пролетаемой местностью.
Относительная высота должна быть известна при взлете и посадке, а истинная высота — во всех случаях полета.
Высоту полета относительно уровня с давлением 760 мм рт. ст. называют абсолютной барометрической высотой.
Известно несколько методов определения высоты полета.
Среди них следует отметить барометрический и радиотехнический методы, которые получили наибольшее распространение в гражданской авиации.
Барометрический метод измерения высоты основан на зависимости между абсолютным давлением в атмосфере и высотой. Измерение высоты этим методом сводится к определению абсолютного давления с помощью барометра.
Радиотехнический метод основан на измерении времени прохождения радиосигналом пути от самолета до поверхности земли и обратно.
В зависимости от базы отсчета высоты подразделяют на:
абсолютную высоту (Набс), отсчитываемую от уровня Мирового океана при атмосферном давлении 101,325 кПа (760 мм рт. ст.) и температуре среды +15°С;
относительную высоту (НОТН), измеряемую относительно поверхности, над которой известно атмосферное давление;
истинную высоту (Нист), измеряемую относительно точки на поверхности, над которой в данный момент пролетает самолет.
Широта и долгота измеряются либо астрономическими приборами, либо счислением пройденного пути вдоль меридиана и параллели.
Абсолютная и относительная высоты измеряются барометрическими приборами, истинная высота — радиовысотомерами.
Полет самолета можно представить как сложное движение твердого тела в пространстве, которое состоит из поступательного движения центра масс по определенной траектории и его углового движения относительно центра масс.
Измеренные параметры движения используются как для визуального контроля за режимом полета, так и для работы полуавтоматических и автоматических систем управления самолетом.
К параметрам поступательного движения центра масс самолета относятся: скорость полета, его курс, углы относительно вектора скорости и линейные ускорения вдоль траектории.
Самолет под действием тяги двигателей перемещается относительно воздушной среды со скоростью Vист, которая называется истинной воздушной скоростью полета. Вместе с тем он совместно с воздушной средой перемещается со скоростью U, получившей наименование скорости ветра. Таким образом, движение центра масс происходит в направлении результирующего вектора Wp, определяемого навигационным треугольником скоростей.
Рис.39. Схема измерения высот полета
Проекция этого вектора на плоскость земной поверхности называется путевой скоростью W — скоростью перемещения самолета относительно Земли.
Вертикальная составляющая вектора Wp носит наименование вертикальной скорости VY. Угол между вектором путевой скорости и горизонтальной проекцией истинной воздушной скорости является углом сноса самолета βсн.
Если истинная воздушная скорость измеряется без учета изменения плотности и температуры среды на данной высоте полета, величина называется приборной скоростью Vnp. Ее измерение играет исключительную роль при пилотировании самолета, так как вне зависимости от реальной высоты полета при одинаковых значениях Vnp показатели устойчивости и управляемости не отличаются от параметров при полете у земли в условиях стандартной атмосферы. Поэтому рекомендации летному составу по пилотированию самолетов выдаются в величинах приборной скорости.
Индикаторная скорость Vi, в отличие от приборной, измеряется с учетом инструментальных и аэродинамических погрешностей приборов и поправок на сжимаемость воздуха.
Измерение истинной воздушной, приборной (индикаторной) и вертикальной скоростей осуществляется с помощью анероидно-манометрических приборов. Путевая скорость измеряется радиотехническими средствами или вычисляется построением навигационного треугольника скоростей по навигационной линейке.
Рис.40.Схема измерения скоростей полета
- Назначение, задачи и состав приборного оборудования.
- Приборы контроля авиационных двигателей
- Авиационные манометры
- Механические манометры
- Электромеханические дистанционные манометры пружинного типа
- Электромеханические дистанционные манометры силового типа
- Авиационные термометры
- Термометр сопротивления унифицированный туэ-48
- Электрический моторный индикатор эми-зртис
- Термометр цилиндров термоэлектрический тцт-13
- Термометр газов тг-2а
- Сдвоенная измерительная аппаратура 2иа-7а
- Авиационные измерители частоты вращения
- Магнитоиндукционные тахометры
- Магнитоиндукционный тахометр типа итэ-1т
- Магнитоиндукционный тахометр типа итэ-2т
- Тахометрическая сигнальная аппаратура
- Измерение количества топлива и масла
- Электроемкостные топливомеры
- Топливомер типа суит4-1т
- Система измерения масла сим2-1т
- Измерение расхода топлива
- Турбинный преобразователь расхода топлива
- Система измерения и расхода топлива сирт1-2т
- Измерители вибрации
- Аппаратура контроля вибрации ив-154
- Пилотажно-навигационные приборы и устройства
- Измерители высоты полета Общие сведения о высотах, атмосфере, гипсометрической таблице и эшелонировании.
- Погрешности барометрических высотомеров
- Измерители скоростей полета
- Теория аэродинамического метода измерения скорости полета
- Указатель числа м.
- Погрешности указателей скорости
- Датчики истинной воздушной скорости.
- Методы измерения вертикальной скорости
- Приборы для измерения вертикальной скорости
- Погрешности вариометров
- Измерители путевой скорости и угла сноса.
- Курсовые приборы и системы
- Магнитные компасы.
- Истинные направления.
- Понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кориолисово ускорение
- Гироскопический момент
- Некоторые сведения о гироскопе
- Основные свойства гироскопа.
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Гироскопические приборы для определения курса. Использование гироскопа с двумя степенями свободы в качестве компаса.
- Использование гироскопа с тремя степенями свободы в качестве компаса
- Гироскоп с тремя степенями свободы как указатель ортодромического курса
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Навигационные индикаторы общие принципы построения навигационных индикаторов
- Астрономические компасы.
- Курсовые системы
- Режим гирополукомпаса (гпк)
- Инерциальные навигационные системы
- Приемники и магистрали воздушных давлений на самолете
- Системы воздушных сигналов (свс)
- Принципы построения автоматизированных бортовых систем управления
- Основные принципы построения автоматизированных бортовых систем управления
- Среда и нагрузки, действующие на самолет
- Самолет как объект регулирования. Системы координат
- Принципы построения и действия автопилота
- Принцип действия автопилота при управлении самолетом по курсу
- Принцип действия автопилота при управлении самолетом по тангажу
- Принцип действия автопилота при стабилизации высоты полета самолета
- Бортовые системы управления полетом самолета
- Высотное оборудование самолетов влияние высотных полетов на организм человека
- Методы и средства жизнеобеспечения при выполнении высотного полета
- Основы прикладной теории гироскопа и элементы гироскопических приборов и систем понятие о гироскопе
- Элементы теории гироскопов
- Кариолисово ускорение и гироскопический момент
- Гироскопический момент
- Гироскопы с тремя степенями свободы
- Указатель поворота эуп-53
- Датчик угловой скорости (дус)
- Выключатель коррекции вк-53рб
- Бортовой навигационный комплекс бнк-154м